Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Семь лет "Полнолуния" с точки зрения слушателя"

В начале 90-х годов иркутские любители авторской песни оказались в вакууме. Не то, чтобы совсем исчезли веселые сборища с гитарами -- люди, конечно же, собирались компаниями, пели старые, а некоторые - новые песни, обменивались записями: Но негласное товарищество, объединявшее бардов и их почитателей (называемое в народе КСП - клуб самодеятельной песни) распалось. Все разбрелись по кучкам, по квартирам, а изредка устраиваемые концерты иркутских авторов и исполнителей собирали в основном их личных друзей и знакомых. Наличие в городе нескольких кружков авторской песни ситуации не меняло - они существовали независимо друг от друга. После того, как из Иркутска уехали Евгения Логвинова и Сергей Корычев, многим стало казаться, что жизнь авторской песни в Прибайкалье окончательно не сложилась:

Примерно в это же время (середина 90-х годов) по "сарафанному радио" все чаще начали передаваться сообщения о концертах бардов, чьи имена ранее не звучали на иркутской сцене. Рекламы у концертов не было практически никакой, известия о том, кто, где и когда будет выступать, передавались из уст в уста. Примерно два года продолжался период содружества, не оформленного в какую-то форму. Затем родилась идея создать творческое объединение. Формальной датой рождения творческой студии "Полнолуние" считается 18 апреля 1997 года. Именно тогда вышла первая студийная кассета под названием "Полнолуние", хотя концерты продолжались уже года два.

Поначалу они устраивались в помещении турклуба, находившегося в бывшей водонапорной башне неподалеку от Свердловского рынка (в дальнейшем башню у туристов отобрали господа бизнесмены), в институтских конференц-залах, на других, скажем так, "неформальных" площадках. Вместо рампы по краю сцены расставлялись свечи, зашторенные окна отгораживали зал от суеты внешнего мира. Неизменный ведущий первых лет "Полнолуния" Сергей Шмидт брал в руки микрофон и объявлял: "Первым сегодня выступит автор, творчество которого лично мне не близко, но который близок мне как личность!". Концерт начинался:

Уникальность авторской песни (и "Полнолуние" не стало исключением) в том, что на подобных концертах одна сцена объединяет самых разных людей. Скажем, "полнолунник" Сергей Выборов близок к "классической" бардовской песне, произведения Александра Ощепкова - это развернутые философские лекции. Александр Филатов вообще не поет - он читает со сцены свои стихи, а вот у Руслана Бажина был chanson в старом добром смысле этого слова - умные тексты плюс нескучная музыка (в отличие от большинства бардовских песен, играющихся на трех аккордах). Кстати сказать, ни сами "полнолунники", ни их слушатели не относят студийцев к бардам. И по манере исполнения, и по уровню текстов это уже что-то новое, иногда называемая с легкой руки Сергея Шмидта "постбардовской песней". В ней есть что-то от русского рока, что-то от французского шансона, иногда проскальзывают этнические нотки. Кажется, что творчество "Полнолуния" не классифицируется в принципе, да и кому это надо?

Слишком уж они самобытные и ни на кого не похожие. Иногда возникает вопрос: что же держит вместе этих людей? Идеолог "Полнолуния" Александр Ощепков в свойственной ему философичной манере так отвечает на этот вопрос: "Возможно, метафизический взгляд на мир, избирающий предметом искусства внутреннюю реальность, невидимую и не для всех достоверную".

За время своей недолгой истории "Полнолуние" успело пережить несколько кризисов, порождавших среди поклонников объединения разговоры о скоропостижной кончине этого творческого содружества, выпустить около трех десятков альбомов, несколько поэтических сборников, организовать бессчетное число концертов в Иркутской области и за ее пределами. Олег Медведев успел исколесить почти всю страну с гастрольными выступлениями, теперь вслед за ним отправляются Ольга Афраймович и другие студийцы: Появлялись и исчезали люди - так, несколько лет на одной сцене с "полнолунниками" выступал Роман Гаврилин, которого многие считают человеком не меньшего дарования, чем Александр Башлачев. Пропала со сцены и снова вернулась Ольга Афраймович. Также появился, завоевал сердца поклонников (пожалуй, скорее, поклонниц), а затем уехал из России Дмитрий Ружников. Песни Руслана Бажина, скончавшегося три года назад после тяжелой болезни, поет теперь Роман Стрельченко. Enfant Terrible студии Макс Кузиков вносит струю здорового (а по мнению некоторых - совсем даже нездорового) стеба. У каждого автора студии есть свои почитатели и свои критики, творчество каждого вызывает дискуссии - желающие могут ознакомится с ними на форуме сайта polnolunie.baikal.ru.

После семи лет существования "Полнолуния" можно констатировать - студия стала явлением российского масштаба. Когда пытаешься сообразить - есть ли подобные союзы в других городах? - как-то ничего похожего на ум даже и не приходит. Почему именно в Иркутске возникло сие замечательное явление? Бог весть. Давайте, господа иркутяне, просто тихо порадуемся, что есть у нас такие интересные люди. Давайте будем ругать их, спорить об их творчестве, упрекать в попсовости/элитарности и снова приходить на их концерты. Раз уж за семь лет "полнолунники" и мы, их слушатели, не надоели друг другу, значит, нам есть о чем поговорить. "Жизнь по полной луне" продолжается!

Юрий Дорохов (журнал "Афиша")