Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Топос-2003": штрихи и акценты

Японская делегация в СССР.
- Ну, а как вам наше сельское хозяйство?
- У вас очень красивые дети…
- Ну, а как вам наши заводы?
- У вас очень красивые дети…
- Это понятно, а как Вам наши достижения в архитектуре?
- У вас очень красивые дети…
- Да понятно! А как вам наши успехи…
- У вас очень красивые дети, но все что Вы делаете руками – никуда не годится…
Когда я вернулся с фестиваля авторской песни "Топос", знакомые сразу стали расспрашивать: ну как? нормально съездил? понравилось? Отвечать пространно уже не было сил. Особенно в сто двадцать пятый раз. И я решил собрать свои впечатления о нем в одной статье.

Так вот, Санкт-Петербург – очень красивый город. Ну, а если серьезно, то я скорее рад, что попал на фестиваль. Во-первых, действительно радует то, что все участники - авторы. Исполнители с некоторого времени не допускаются. Чем это обусловлено, я не знаю. Может, администрация перестала справляться с потоком желающих принять участие, а может быть, тут более глубокие корни. Но, как бы то ни было, зачин, на мой взгляд, верный. Почему? Да всё просто. Автор не должен соревноваться с исполнителем. Ему это ни к чему. Лучше писать от этого он не будет. Авторская песня на фестивалях авторской песни должна исполняться в первую очередь людьми, эти песни пишущими. Для исполнителей существуют театры, где они могут показать свои таланты. Ну, на худой конец – идите в самодеятельность, КВН, на эстраду.

На сегодняшний день сложилась ситуация, в которой исполнитель стал конкурентом автору за место на сцене в фестивалях авторской песни (автор основывается на собственном опыте посещения фестивалей авторской песни, т.е. Грушинского и Захаровского, в течении нескольких последних лет). Просто потому, что исполнителей значительно больше, чем авторов. Если я прослушаю десяток классных исполнителей, может, действительно мастеров своего дела, но из-за этого на сцене не окажется автор, не столь одаренный исполнительским талантом, я расстроюсь.

Многие мои друзья, как, впрочем, и я, ездят на фестивали для получения творческого потенциала и знакомств с интересными людьми. И, в принципе, "Топос" оправдал мои надежды. Я получил даже больше, чем ожидал, помимо всего вышеперечисленного, мне доверили открывать своей песней заключительный концерт. Спасибо.

На той же "Груше", например, авторам, особенно неизвестным и оригинальным, попасть на сцену крайне сложно. Отбор, ориентированный на сценичность и загнанный в рамки квоты, перерос в отбор на попсовость. И тут оказалось, что гибче в этом отношении – исполнители. Им, по сути, не нужно меняться. Они уже все умеют. Их главная цель – подача песни, а какой - вопрос второй. Для успешного продвижения к выступлению на сцене достаточно подкорректировать репертуар. Рецепт успеха исполнителя на "Груше" прост. Берется стих какого-нибудь русского поэта, желательно, почившего в бозе (может, чтобы не было проблем с авторским правом?), на него накладывается музыка нерусского композитора, обычно живого и довольного жизнью, плюс личное обаяние и, желательно, знакомство с кем-нибудь из верхней тусовки. Всё. Почти наверняка ты на сцене. Ну, не на "гитаре", конечно, но все-таки… А там уж - как пойдет.

А где большинство авторов? А они сидят перед сценой и пьют пиво или что покрепче. Потому что это на сухую слушать жалко – все равно стошнит.

Редко интересный автор проходит даже первый фильтр. Он менее сценичен. Так и должно быть (в смысле сценичности). Хороший поэт обычно – интроверт. В результате этой особенности его авторское исполнение будет смотреться не так, как бы это хотелось жюри. Тем более, при сравнении с исполнителем. И пусть это различные номинации. Но ведь не сравнивать - не получится. Сцена, на которую они в идеале выйдут – одна.

Даже если число избранных в каждой номинации жестко задано, все равно компетентное жюри будет выбирать лучшего исполнителя, но уже среди авторов. И тут уже важна, опять таки – сценичность, а не глубина песни. Конечно, я не считаю, что авторы могут не уметь петь или играть на гитаре. Речь не об этом. Просто реально, когда перед жюри встает вопрос - кого выпустить на сцену, чаша весов перевешивается, сами понимаете, куда. Вот и имеем мы на сцене ту песню, которая нас имеет. Хотя тем, кто приехал на "Грушу" попить водки, этого не заметить.

Конечно, все выше перечисленные рассуждения нельзя назвать истиной в последней инстанции. Так… субъективное мнение.

На "Топосе", повторюсь, выступали только авторы. За это – спасибо. Правда, есть и некоторое негативное впечатление. Все, конечно, не так плохо, как могло бы быть, но... Ну, например. Приглашенный автор по приезду проходит прослушивание. Причем не составом жюри, а администрацией в количестве двух человек. Они, конечно, выполняют свои функции, как они их понимают. Но - это не мастерская, как, допустим «Витражи», в Саратове (ноябрь 2003). Это отбор песен для жюри. Мне позволена была к исполнению из четырех прослушанных одна. Кому-то две. То есть, 50% успешности выступления регулировалось до выхода на сцену. Тут, на мой взгляд, нужно ставить участников в равные условия, хотя бы по количеству песен. К одной, особенно - короткой, люди не всегда успеют присоединиться.

Да, и судейский состав… из известных мне была только Ольга Макеева. И еще человек десять, которых я видел в первый раз. И ранее не слышал. Может, они и компетентны в своей области... но не всегда в том, что делали в жюри. Наряду с действительно хорошими вещами номинировали либо откровенный проходняк, бессмысленный и попсовый, либо чудовищную чушь.

Запомнилась номинация, суть которой сводилось к тому, что, мол, какой ты молодец, что читал Башлачева. Я бы автора за такое отношение к Слову убил бы, а не номинировал. Во-первых: в песне не было ни одного авторского образа. Все – вышеназванного поэта (ну, может, просто компетентное жюри – узкокомпетентно и ни разу не слышало песен А.Б.). Во-вторых, "автор" даже не потрудился вложить какой-то стержень, мысль в песню. В-третьих, я бы посоветовал этому "автору" открыть толковый словарь на букве "р" и найти там слово "рифма". Лучшей находкой в этом "произведении" была связка кровь – любовь. Очень глубоко. А главное – оригинально. На протяжении всего шедевра уровень был выдержан на той же высокой ноте. И если перед песней молодой человек честно предупредил, что посвящает ее творчеству А. Башлачева, то перед второй, мало отличающейся от первой по стилистике и качеству (правда, в лучшую сторону – ощущение токсикоза прошло), он скромно промолчал. Так вот: его жюри отметило дважды!!! Я специально огляделся. Думаю: может, я чего не понимаю? Но по лицам в зале понял - у меня с головой все в порядке.

Слава богу, серых и безликих песен было мало. Но окончание гала-концерта для меня слилось в один ряд. Я это связываю с отсутствием помощи авторам – мастерения. Ну, например, Марат Исенов из Алма-Аты. Так вот, у него прошли две песни, не отличающиеся друг от друга ритмом и манерой исполнения. И никто не подсказал, что между ними нужно сделать какой-то перерыв на разговор с залом или стихотворение. Притом, ко второй вещи просто необходимо было пояснение. Не говоря о том, что выбирать две похожие, подобные по звучанию песни можно только от большой любви к искусству. Но диплом он получил. Еще один штрих. Почти десять человек подряд заканчивали свое выступление флажолетом. Опять же – слабая координация выступлений и отсутствие мастерения.

Или вот еще зарисовочка. Вокальный дуэт. Две девочки с интересными голосами. Гитара и флейта (а может, две гитары - уже не помню). И песня про сопли. Смысл следующий: "Я заболела. До туалета тяжело идти. Лежу, мотаю сопли на локоть. Надо бы малинового варенья поесть. Нет. Лучше буду мотать сопли на локоть. Кто-то позвонил. Нет, не пойду никуда. Лучше буду мотать сопли на локоть" и т.д. 10 минут. Текст аховый. Использование таких образов в песне должно быть оправданно какой-то сверхзадачей. Иначе получается пошлость. Она получилась. Так и хочется им сказать: Девочки, не пишите больше никогда! Пойте чужое. Жюри Вас отметило, потому что это нельзя не отметить. Когда наступаешь в дерьмо, что-нибудь, да скажешь. Фамилии вышеперечисленных авторов я не называю не потому, что они не достойны. Нет, страна должна знать своих героев. Я просто их не запоминал. Зачем? Я запомнил тех, кто мне понравился. Слава богу, такие были. Вот за это спасибо "Топосу".

Мне понравилось выступление лауреата - Ольги Афраймович. Глубокие стихи и своеобразная подача в песне, правда, немного вторична манера исполнения. Ее песня "Каждое па этого танца" напомнила мне Ольгу Арефьеву, но это, по моему разумению, было оправдано стилем стихотворения. А "Воздушный шарик" только казался простым, а на самом деле очень даже непрост. Спасибо. Очень хорошее выступление было у Артура Гайдука. То, что он представил на фестивале, было очень интересно. Тут жюри не подкачало. Анатолий Кушнарев хорошо смотрелся на сцене. Обидно, что диплома или что там еще, он не смог дождаться – уехал. Дмитрий Беляков из Москвы удачно разбавил юмором череду выступлений. Были и еще хорошие выступления. Были. К сожалению, автор этой статьи всех не смог услышать. Собственное участие налагает некоторые ограничения. Но почти всех остальных участников, официально отмеченных жюри - слышал. Не задело.

Напоследок хотелось бы выразить некоторое недоумение работой администрации. Нет, претензий к ней нет. Всех честно предупредили… только недоумение. Приглашаются люди из других городов: Ну неужели нельзя озаботиться местом для их проживания? Никто и не рассчитывал на люксовые номера, но, ребята – комнату или две можно было найти! Надо - мы с собой бы и спальники привезли и пенку. В походы многие ходят – не привыкать. А вот к гостинице за 50 долларов в сутки мы уже не привыкнем. Хорошо хоть, что была подсказка, где искать гостиницу подешевле.

Тем не менее, спасибо за фестиваль. Хороших моментов было все-таки больше. А жюри… ну кто и когда до конца им был доволен? Все это очень субъективно.

Алексей Лаврентьев