Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

История создания альбома "Поезд на Сурхарбан"

Предисловие Александра Филатова
В феврале 2007 г. в Екатеринбурге записан пятый студийный альбом Олега Медведева "Поезд на Сурхарбан". В записи также участвовали скрипачка Анастасия Шашкова и соло-гитарист Роман Филиппов.

Некоторые песни зазвучали не просто по-новому, но наконец-то были качественно записаны в студийных условиях, иные из них Медведев крайне редко исполняет на концертах ("Вышли все мои сроки", "Кайнозой", "Слева по борту рай")

Немного истории. 12 марта 2005 г. Медведев выступал в Екатеринбурге. Уже в начале концерта (после пятой песни) Олегу принесли записку: "А можно Вам подыграть на скрипке?" Олег был не против, и на сцене появилась Анастасия "Лиса" Шашкова, скрипачка группы "Сечень" и прекрасная импровизаторша. Насчёт последнего - трудно было догадаться (а многие и до сих пор не верят), что большинство песен она слышала впервые.

Запись этого концерта была нормально записана (что даже удивительно) и вышла в виде бутлега "Мир ниже нуля" (двойной CD). Позже значительная часть концерта (большая его часть) была издана на мультимедийнике "Полнолуние-4" под названием "Концерт со скрипкой". Тогда и возникли планы записать с Лисой Медведевский студийник. И вот 2 года спустя идея реализовалась...

Третьим участником записи стал Роман Филиппов, автор "новой волны" авторской песни, лауреат "Второго канала", "Топоса" и других фестивалей последних лет. Кроме сочинения песен и исполнительства Роман Филиппов активно участвует в проектах других авторов как соло-гитарист. А поскольку Роман Филиппов, хорошо знаком с творчеством Олега, исполняет его песни, было решено пригласить именно его для участия в работе над альбомом.

История, рассказанная звукорежиссёром альбома "Поезд на Сурхарбан" Иваном "Чив" Чудиновских, Екатеринбург.
Сначала я подумал: а нужно ли это вообще? Раскрывать всю "кухню" альбома? Рассказывать о нём что-то "с внутренней стороны", от лица звукооператора.

А потом подумал - вот я же сам читал подобные хроники, как "Битлз" записывали свои альбомы, как монтировали, как наложения делали, в какой день какую песню записывали... И мне же было интересно читать...

Олег Медвдев, конечно, не "Битлз" (ни фига себе сравнение!), но я всё же решил написать свои "мемуары" об альбоме "Поезд на Сурхарбан"... Что, мол, не всё так просто...

Действующие лица:
Олег - Олег Медведев - в представлении не нуждается
Рома - Роман Филиппов - соло-гитара
Лиса - Анастасия Шашкова - скрипка

Я (он же Чив) - Иван Чудиновских - звукорежиссёр, сведение альбома
Кулаев - Александр Кулаев - техническое обеспечение, предоставление и настройка студийной аппаратуры, главный звукооператор студии (но не этого альбома), а также "заведующий по шнурам и микрофонам".
Дорохов - Юрий Дорохов - организатор записи альбома и концертов Олега в Екатеринбурге, руководитель и идейный вдохновитель проекта.
Ивкин - Сергей Ивкин - художник, дизайнер обложки альбома
Света - Светлана Кругликова - второй дизайнер обложки альбома

Инициативная группа (9 человек): Дорохов, Чив, Лиса, Света, Ивкин + ещё 4 человека, просто хорошие люди, участвовавшие в этом проекте только как слушатели.

Ну и плюс Александр Филатов (по интернету из Иркутска).

Екатеринбург, август 2006 г.
Проект под кодовым названием "Лиса и Медведь" начал обсуждаться в августе 2006 г. Обсуждение велось небольшой командой, которую я здесь буду называть "инициативная группа".

Инициаторами, вдохновителями записи явились именно мы (инициативная группа), а сам Олег сказал сначала: "Да, было бы неплохо". А когда дело вошло в реальную стадию, Олег сказал: "Ну, что ж, раз хотите, то давайте запишем. Вам виднее, какие песни со скрипкой будут лучше звучать". Цитаты, конечно, не дословные, но смысл такой.

Екатеринбург, ноябрь 2006 г.
Список песен, которым суждено быть на альбоме, обсужается с Александром Филатовым и, конечно, с Олегом Медведевым. Впрочем, Олег особых пожеланий (и претензий) не выдвигал. Опять же, по принципу "вам виднее".

На этой стадии возникла мысль: "А может, кроме скрипки, ещё кого-нибудь?". Тогда я и вспомнил о Роме Филиппове. Рома очень удивился, но согласился принять участие в этом проекте.

Узнав, что кроме скрипки будет ещё соло-гитара, нами овладела гигантомания. Список разросся до гиганских размеров, потому что студийно в акустике хотелось записать очень многое. Проект переименовывается в "Сурхарбан", а позже - в "Поезд на Сурхарбан".

Окончательный список, после всех "баталий", был согласован с Алексанром Филатовым. Предварительное согласие было получено и от Олега. Предварительный список состоял из 23 песен:

А. Обязательно (не записанные до сих пор песни):
1. Поезд на Сурхарбан
2. Сказочные деньки
3. Праздник
4. У бриллиантовой реки
Ну и если вдруг что-то напишется к моменту записи

Б. Особо хотелось бы
5. Филибер (хоть и исполнительская)
6. Песня Скитайского словаря - отсутствует в акустике
7. Красные сапоги - отсутствует в акустике
8. Кайнозой - отсутствует в акустике, чтобы хотя бы на альбоме была.
9. Корабельный кот - отсутствует в студийной записи
10. Идиотский марш - отсутствует в студийной записи
11. Слева по борту рай - отсутствует полностью в студийной записи

В. Есть идея аранжировки
12. Ирокез
13. Несмеянин день
14. Казак
15. Вышли все мои сроки
16. Вальс Гемоглобин
17. Полшага до песни
18. Странная сказка
19. Форнит

Г. Хиты - то, чем можно дополнить альбом, если что-то из предыдущего не выйдет.
20. Пятьсот веселый
21. Сердце змеи
22. Отпуск
23. Алые крылья

Олег, правда, сказал, что всё-таки "Филибер" - не его песня, хоть он её поёт на концертах. И на альбом он её записывать не хочет. Чуть позже "Филибер" был заменён "Миклухой-Маклаем". Впрочем, изначально мы и не планировали, чтобы все 23 песни вошли на альбом. По примерным расчётам это не умещалось на объём CD - 80 минут. Предполагалось самые неудачные, неполучившиеся песни убрать (что в конце концов и произошло).

Екатеринбург, январь 2007 г.
Улажены все вопросы со студией. Сессия звукозаписи "подогнана" под график гастролей Олега. Организовал всё это Юрий Дорохов. Без него мы бы не справились.

В итоге выбор пал на студию культурного центра "Солдаты Росиии". Если кому интесесно, студия расположена в подвале на ул.Первомайской, 102. И совмещена с небольшим магазином музыкальных товаров.

Планы такие:
На 19-22 февраля 2007 г. намечена запись.
Потом Олег уезжает в Самару, мы без него (!) сводим и выпускаем (!) альбом.
А 4 марта диск "выходит в свет" - концерт-презентация с участем и Ромы, и Лисы.

Поскольку в этом проекте я "забил" себе место звукорежиссёра, я заранее начал готовится к тому, что альбом придётся сводить в "пожарном режиме", то есть очень быстро, но вместе с тем и хорошо.

Екатеринбург, 18 февраля 2007 г., воскресенье
Вечер.
Приезжает Олег Медведев. Его встречаем мы с Дороховым. Едем три остановки на метро (от ж-д вокзала до цирка). Приезжаем на место вписки. За ужином обсуждается окончательная концепция альбома и список песен. Олег просит распечатать к завтрашнему дню текст "Вышли все мои сроки", потому что он её "уже тыщу лет не пел".

Приезжает Лиса. Первые репетиции со скрипкой. В том числе "Праздник", "Корабельный кот", "Ирокез", "Идиотский марш".

Оставшееся время (с 21 до 23 часов) Олег на пару с Юрой Дороховым (а Юра - он тоже долгое время жил в Иркутске), рассказывают нам, уральским аборигенам, как на Байкале красиво, какие там замечательные места, про бурятов, про другие байкальские народы, про их обычаи. Рассказывают очень живописно и очень долго. Потом Олег долго рассказывал, как ему нравится Дальний Восток, и в том числе, почему Россия не должна отдавать Японии Курильские острова :-).

Потом все разъезжаются по домам. Олег остаётся на вписке. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан", которая намечена на 4 марта 2007, остаётся 13 дней. Самого альбома ещё и в помине нет.

Екатеринбург, 19 февраля 2007 г., понедельник. Первый день записи.
Утро.
Самое первое - я распечатал текст "Вышли все мои сроки". Единственное что я помнил - запись на "Таблетках от счастья" имеет другой порядок куплетов, чем выложено на сайте "Полнолуния". Вероятно, когда-то Олег пел по-другому. Поразмыслив, послушал вариант с "Таблеток от счастья" и расположил куплеты в том порядке, в каком они на "Таблетках". Чтобы уж в этом была какая-то определённость.

Рома должен приехать в город во второй половине дня. Утром выясняется, что Лиса на запись приехать не может. Ладно, её запись всё равно планировалась не в первый день.

Приезжаем на студию (я, Юра Дорохов, Олег). Александр Кулаев подключает компьютер, все шнуры и микрофоны. И уходит в другую комнату (подсобку) - дел на студии всегда хватает. Юра Дорохов уезжает со студии. В это же время Юрий Дорохов активно начинает рекламировать предстоящий концерт 4 марта, делает афиши, находит людей для расклейки афиш, делает анонсы в средства массовой информации. В том числе сообщает о концерте кругу лиц, для передачи информации о концерте "из уст в уста", так называемое "сарафанное радио". Кроме того, договаривается с залом, заключает договор аренды.

Пока Юрий занимается организационными вопросами, на меня сваливается основная часть работы, то есть сам альбом, который необходимо записать. Я запускаю Sonar 5. Проверяю, как Олег слышит мой голос в наушниках. Для тех, кто не знает - у звукорежиссёра на столе микрофон, который исполнитель слышит в наушниках. Если один из регуляторов (третий по счёту) на пульте опустить, то не слышит, и в студии можно разговаривать между собой, не волнуясь, что исполнитель собьётся.

Ну и ещё один выпендрёж - мы отключили верхний свет. Оставили только боковую лампу, при этом направили её в оранжевую стену студии. Свет в студии стал в основном жёлто-красным. И атмосфера альбома, почему-то мне представляется жёлто-красной.

Олег пел, всё записывалось, я это всё сохранял. Удалось немного пофотографировать. Естественно, во время репетиции песни, а не во время записи.

Пел Олег очень своеобразно - он делал проигрыши везде, где только можно. Появился даже новый термин - "пустой куплет". Пустые куплеты Олег делал в расчёте на соло гитары и скрипки. Так пустые куплеты были в конце "Алых крыльев", "Идиотского марша", "Красных сапогов" и некоторых других песен. В окончательном монтаже фонограмы это осталось далеко не везде.

Очень длинные были и концовки у песен. Так очень длинным был проигрыш в конце "Сказочных деньков" и "Поезда на Сурхарбан". В большинстве таких случаев впоследствии я просто сделал затухание звука. Длинные концовки песен очень часто были неоправданно длинными.

Впрочем, было и длинное начало. Сделав комментарий: "Я в начале поиграю побольше, чтоб потом можно было выбрать", вступление к "Пятьсот весёлому" длилось 45 секунд. То есть, это было стандартное песенное вступление, но сыгранное 4 раза. Потом, после монтажа от длиннющего вступления осталось 11 секунд, соответсвенно 1 раз.

Не всё получалось гладко. Некоторые песни Олег хорошо пел с первого дубля, некоторые браковал. Ну то есть, "спел вроде ничего, но драйва нет".

Что интересно - все дубли 1 спеты гораздо медленее, чем впоследствии спеты дубли 2. На эти дубли 1 не были сделаны наложения соло-гитары и скрипки. Только Олег и его гитара.

У меня сохранились исходные проекты, и по времени их создания я и определил в каком порядке Олег записывал песни. Там, где не указано, Олег спел 1 хороший дубль. А песни записывались в таком порядке:

Корабельный кот
Праздник (дубли 1 и 2)
Поезд на Сурхарбан (дубль 1)
Пятьсот весёлый
Сказочные деньки
Вышли все мои сроки
Красные сапоги
Отпуск
Слева по борту рай (дубли 1 и 2)
Здравствуй, казак
Сердце змеи (дубли 1 и 2)
Ирокез
Форнит

Потом Олег пошёл в закусочною неподалёку, пообедать (или поужинать?). А я остался решать увлекательные задачи по монтажу. Во-первых, приклеил отдельно спетый куплет "Весела игра угадайка..." к остальной песне "Сказочные деньки". Во-вторых, приклеил к "Казаку" первый куплет, спетый отдельно. В-третьих, приклеил часть со слов "Скорей на подножку встать..." к первому дублю "Слева по борту рай". И в-четвёртых, убрал один из пустых куплетов в "Форните". Пустой куплет был и после второго куплета, после фразы "но выбор уже сделан". Никаких следов проигрыша. Второй пустой куплет, после "а он говорит - рано" остался.

Так что не всё так безоблачно и просто. Объяснялось это тем, что наложения скрипки и соло-гитары должны были быть записаны уже на смонтированый вариант Олега, а не на "первый куплет отдельно." На всё это ушло примерно полчаса (пока Олег ходил пообедать-поужинать).

Вторая половина дня.
Приезжают Юра Дорохов и Рома Филиппов. Знакомство Олега и Ромы (они не были знакомы). Юра уезжает.

Олег поёт следующие песни:
Странная сказка
Полшага до песни
Идиотский марш
Алые крылья
У бриллиантовой реки
Песня Скитайского словаря
Вальс Гемоглобин
Кайнозой (дубли 1 и 2)

Что любопытно - первую строчку "Алых крыльев" Олег спел, как
"К ночи смелели смрадные бесы, день догорал вдали".
После того, как он спел всю песню, Олег сказал, что день вообще-то "умирал в пыли", а "догорал вдали" - это он случайно спел. Впрочем, Олег сказал, что ничего он перепевать не будет, и пусть это так и останется.

Итак, после первого дня:
В окончательном варианте были записаны 19 песен.
Отложены до завтра - ещё раз "Поезд на Сурхарбан", ещё раз "Слева по борту рай", полностью "Миклухо-Маклай" и "Несмеянин день".

Вечер.
Мы (я, Рома и Олег) отправляемся ко мне домой, где моя маман приготовила плов. Плов, конечно же, не имеет никакого отношения к альбому. Опасения маман по поводу того, что "вдруг Медведев - вегетарианец" оказались напрасными. :-)))

Приезжают Юра Дорохов и Ивкин. Идёт обсуждние обложки альбома. оказываем Олегу предполагаемый дизайн обложки (в электронном виде). Получаем одобрение.

Олег (героический человек) спел для присутствующих (под ипровиз Ромы на соло-гитаре) "Крестик", "Полшага до песни" и "Праздник".

Юра отвозит Олега на вписку. Рома остаётся ночевать у нас. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 12 дней.

Екатеринбург, 20 февраля 2007 г., вторник. Второй день записи.
Лиса опять не может приехать на запись.

На студии Олег отпевает песни:
Поезд на Сурхарбан (дубль 2)
Слева по борту рай (дубль 3)
Несмеянин день
Миклухо-Маклай
После этого, Олег объявляет, что "моя работа закончена".

Для окончательных наложений отобраны дубли:
Корабельный кот (дубль 1, без монтажа)
Праздник (дубль 2, без монтажа)
Поезд на Сурхарбан (дубль 2, без монтажа)
Пятьсот весёлый (дубль 1, убрано длинное вступление)
Сказочные деньки (дубль 1, убрана длинная концовка)
Вышли все мои сроки (дубль 1, убрана длинная концовка)
Красные сапоги (дубль 1, убрана длинная концовка)
Отпуск (дубль 1, без монтажа)
Слева по борту рай (дубль 3, без монтажа)
Здравствуй, казак (дубль 1, приклеен первый куплет, спетый отдельно)
Сердце змеи (дубль 2, без монтажа)
Ирокез (дубль 1, без монтажа)
Форнит (дубль 1, убран пустой куплет после "а он говорит: рано")
Странная сказка (дубль 1, приклеен первый куплет, спетый отдельно)
Полшага до песни (дубль 1, без монтажа)
Идиотский марш (дубль 1, убран пустой куплет в конце)
Алые крылья (дубль 1, убран пустой куплет в конце)
У бриллиантовой реки (дубль 1, без монтажа)
Песня Скитайского словаря (дубль 1, без монтажа)
Вальс Гемоглобин (дубль 1, без монтажа)
Кайнозой (дубль 2, без монтажа)
Несмеянин день (дубль 1, без монтажа)
Миклухо-Маклай (дубль 1, без монтажа)

И за микрофон садится Рома с гитарой. Ромину солягу мы писали очень интересно - по куплетам. То есть Рома придумывает, как должна звучать соляга в следующем куплете, чтобы было интересно и разнообразно. Потом я запускаю запись, и Рома играет один кулет (или припев). Потом он снова думает. Потом мы снова пишем.

Рома сказал: "Мне, наверное, следует играть не везде, ещё же будет скрипка". Работа продвигалась намного медленее, чем с Олегом - оно и понятно. Рома, конечно, репетировал песни, но играть, подстраиваясь под готовый вариант Олега, ему было сложно.

Олег уходит в ту же закусочную, где был вчера, пообедать. Мне почему-то запомнилась Ромина фраза, которую он сказал по возвращении Олега: "Вот сразу видно - человек доволен, значит сытый" :-)))

Олег же в это время сидит на полу (в студии весь пол - ковровое покрытие, там запрещено находится в обуви - только в носках).

Тем не менее, Рома удачно справляется примерно с половиной песен. К вечеру приезжает Юра Дорохов, и мы все приезжаем на вписку, где жил Олег. Олег сообщает, что завтра днём он уже уезжает в Самару. Олег: "Забавно, что я так и не услышу, как будет записываться скрипка". Потом возникла идея - запечатлеть "для потомков" тот факт, что здесь "был, жил и ужинал" Олег Медведев. Олег, недолго думая, оставил свой "автограф" чёрным маркером на стене кухни.

Юра увозит Олега к себе на ночёвку. Мы с Ромой уходим ко мне домой. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 11 дней.

Екатеринбург, 21 февраля 2007 г., среда. Третий день записи.
Утром выясняется, что Лиса снова не может приехать на запись. С неё берётся клятва, что завтра она будет 100%. На студию приезжаю я, Олег и Рома. Олег приезжает прямо с вещами, чтобы со студии - сразу на поезд.

Кулаев говорит: надо сделать несколько постановочных фото для архива студии. Рома продолжает запись соло-гитары. Перед "Вышли все мои сроки" Рома сказал: "Мне просто хочется повторить проигрыш, который был". И фактически скопировал проигрыш, который был на альбоме "Таблетки от счастья".

В районе полудня приезжает Юра Дорохов, мы прощаемся, Олег с Юрой уезжают на вокзал. Всё, Олег уехал в Самару, мы продолжаем запись без него.

Рома продолжает записывать соло-гитару. Надо сказать, что Рома доставал книжку с текстами песен Олега, когда подыгрывал, и смотрел в текст, чтобы не забыть, есть ли там ещё куплет или нет.

До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 10 дней.

Екатеринбург, 22 февраля 2007 г., четверг. Четвёртый день записи.
Мы с Ромой приезжаем на студию. И на студию, наконец-то приезжает Лиса, чтобы записывать скрипку. Рома с Лисой были уже довольно давно знакомы до этого, однако, совсем "в другом ракурсе", я бы так сказал.

Олег слышал только половину наложений гитары. И совсем не слышал наложения скрипки. И мы должны свести альбом фактически без него (!), на свой страх и риск.

Лиса: "Сколько песен должны звучать со скрипкой?"
Я сказал: "Ну, по идее, все".
Лиса: "А сколько песен на альбоме?"
Я: "Ээээ... 23..."
Лиса: "СКОЛЬКО???"

Потом мы договорились, что Лиса пишет скрипку не везде. Если она чувствует, что в песне скрипка не нужна, то мы её пропускаем. В итоге, так оно и получилось. Рома же просто сидел на полу или на табуретке и слушал.

Лиса: "Скрипка не должна быть во всех песнях - это надоест. Я привыкла, что скрипка - солирующий инструмент, партии придумываются заранее, а тут как-то странно так всё, играй где хочешь и что хочешь..." Кроме того, Лиса ориентировалась на Рому и его сольные партии.

Если с Ромой мы записывали один "продуманный дубль", то Лиса предпочла поимпровизировать "на ходу". Обычно она говорила: "Так, поставь эту песню..." Прослушав один куплет, она говорила или "В этой песне скрипка не нужна, следующую" или "Ага, мне всё понятно, пишем". На каждую песню, которую она "одобряла", мы делали 2-3 независимых дубля скрипки, из которых мне потом пришлось монтировать "лучшие кусочки". Главная мысль, сказанная мне Лисой: "Удаляй всю лажу, оставляй только самые лучшие кусочки. А лажа в импровизации неизбежна".

До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 9 дней.

Екатеринбург, 23 февраля 2007 г., пятница. Сведение.
Я забираю исходники к себе домой, чтобы дома по-нормальному всё свести, потому что сводить на студии - дорого. Я сижу и внимательно слушаю и удаляю все моменты, которые не получились. Я бы не сказал, что это лажа, скорее некоторое "непопадание в такт", которое режет слух. В итоге часть таких "непопаданий" была удалена, остальное было подвинуто буквально на миллисекунды, чтобы всё слушалось ровно и хорошо.

Всё-таки Рома и Лиса - замечательные импровизаторы. :-)))

С самого начала мы записывали гитару с джека. Но гитара, ясное дело, попадала и в голосовой микрофон, потому что голос и гитару писали вместе. В результате у гитар получился очень интересный, и, на мой взгляд, очень прикольный "половинчатый" звук. Отныне я решил, что так и буду записывать.

На сведение каждой песни у меня уходит от 40 минут до 1,5 часов (в зависимости от сложности песни и её длины).
В это время входит:
- Отслушивание дублей на предмет "Что можно оставить в песне"
- Удаление или корректировка "непопаданий". Удаление откровенной лажи (впрочем, таковой было совсем немного). Оставление только хороших кусочков.
- Выставление баланса громкости, разводка по панораме
- Внимательное прослушивание
- Сохранение итогового микса
- Сохранение итогового мультитрека
- Обработка итогового микса расширителем стереобазы, небольшой подъём низких частот (низкие частоты звуковики часто называют "мясом") и обработка эхом.
- Прослушивание итогового микса на больших колонках

За день я сижу где-то 8 часов за компьютером и свожу где-то треть альбома. Кошмар. Первая песня, которую я свёл, была "Странная сказка". До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 8 дней.

Екатеринбург, 24 февраля 2007 г., суббота. Сведение.
Да, сводить альбом "хорошо, но быстро" тяжело... Опять 8 часов за компом... Сделано две трети альбома... Все выходные не выходить из дома, а сидеть и сводить... Договариваемся с Юрой Дороховым, что завтра в 19-30 у меня дома собирается наша инициативная группа, чтобы прослушать готовый альбом...

На этапе сведения становится ясно, что "Вальс Гемоглобин" и "Алые крылья" в альбом не войдут. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 8 дней.

Екатеринбург, 25 февраля 2007 г., воскресенье. Сведение.
Опять 8 часов за компом... Стараюсь успеть... По примерным расчётам я должен успеть...

В 18-40 уже пришёл Ивкин, наш дизайнер, чтобы слушать альбом.
Ивкин: "Как успехи?"
Я отвечаю: "Свожу последнюю песню..." (это была "Песня скитайского словаря").

Около 19 часов начинает подтягиваться вся наша инициативная группа. В 19-05 последний раз слушаю готовый микс "Песни скитайского словаря" В 19-10 я ставлю нарезаться пробный диск.

В 19-30 все 9 человек в сборе. Я объявляю: "Вашему вниманию предлагается пробный микс альбома Олега Медведева "Поезд на Сурхарбан", который кроме меня, ещё никто не слышал. Альбом состоит из 21 трека. Общая длительность 79 с половиной минут". Я ставлю плейер в режим "Random", он же "Shuffle", он же "Случайный порядок", врубаю большие колонки погромче.

Вот в каком порядке нам довелось послушать пробный микс. (Юра Дорохов записывал):
Ирокез
Слева по борту рай
Красные сапоги
Сердце змеи
У бриллиантовой реки
Полшага до песни
Отпуск
Идиотский марш
Форнит
Пятьсот весёлый
Поезд на Сурхарбан
Миклухо-Маклай
Вышли все мои сроки
Корабельный кот
Песня скитайского словаря
Сказочные деньки
Праздник
Несмеянин день
Кайнозой
Здравствуй, казак
Странная сказка

После 79,5 минут песен налось обсуждение. Как ни странно, альбом всем понравился. Лиса сказала, что ей не нравится скрипка в "Несмеянином дне", "Идиотском марше", "Ирокезе" и что надо глобально редактировать скрипку в "Форните" и "Красных сапогах".

Юра звонит Кулаеву, забиваем на завтра ещё пару часов на студии. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 7 дней.

Екатеринбург, 26 февраля 2007 г., понедельник. Пятый день записи.
Ивкин и я отдаём список - порядок песен для альбома - наше творчество на двоих. Всё-таки мы уже не один альбом "составили по порядку" и время показало, что мы были правы. Юра Дорохов верстает заднюю сторону вкладыша (с содержанием) и отдаёт вклыдыши на печать в типографию.

На студию приезжаю я. И приезжает Лиса. За два часа мы дописываем ещё по несколько дублей к "Ирокезу", "Форниту", "Идиотскому маршу", "Несмеяниному дню". Плюс ещё по дублю к "Алым крыльям" и "Вальсу Гемоглобин", про которых уже известно, что они на альбом не войдут.

Тогда же Лиса (ради прикола) сказала: "Может мне бэк-вокал спеть?" (это про припев "Несмеяниного дня"). Я говорю: "Ну, идея-то не нова". :-))) Она спела один раз, наложением на третий припев. На остальных припевах его нет. Этот бэк-вокал я оставил и в чистовом варианте. Для незаметности он замаскирован скрипкой, параллельно звучащей на другом треке.

В тот же вечер дома я сделал сведение новых версий песен. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 6 дней.

Екатеринбург, 27 февраля 2007 г., вторник. Второе прослушивание.
Вечером инициативная группа вновь собирается у меня дома, чтобы на больших колонках прослушать второй вариант, с некоторыми пересведёнными песнями и в правильном порядке (как сейчас на альбоме).

Я внимательно смотрел, заметит ли кто-нибудь едва слышный бэк-вокал Лисы на третьем припеве "Несмеяниного дня". Никто не заметил. Даже Лиса.

Альбом всеми одобряется. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 5 дней.

Екатеринбург, 28 февраля 2007 г., среда.
"Задним числом" делаю готовые миксы песен "Алые крылья" и "Вальс Гемоглобин". До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 4 дня.

Екатеринбург, 1 марта 2007 г., четверг.
Юра Дорохов забирает вкладыши из типографии. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 3 дня.

Екатеринбург, 2 марта 2007 г., пятница.
Олег Медведев вновь приезжает в Екатеринбург, поселяется на этот раз в гостинице. До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 2 дня.

Екатеринбург, 3 марта 2007 г., суббота. Третье прослушивание.
День. Юра Дорохов, Олег, я, Лиса. Встречаемся в Доме Музыки, где завтра будет концерт. Я на концерте был просто зрителем. Но Олег играл на моей гитаре (как кстати, и 2 года назад в университете, на том "Концерте со скрипкой" (он же "Мир ниже нуля") - тоже на моей гитаре - надо будет "мемориальную наклейку" сделать... :-))) А на студии Олег играл на местной, студийной гитаре. Саунд-чек со скрипкой.

На выходе Олег замечает афишу завтрашнего концерта (неподалёку от входа). Судя по выражению лица, Олегу афиша не очень понравилась.

Вечер. Олег и Юра Дорохов приезжают ко мне домой - слушать альбом на больших колонках. Олег альбом одобряет. Говорит - эха бы побольше надо... Добавив эха на все треки, и получив одобрение Олега, нарезаю мастер-матрицу. Олег уезжает обратно в гостиницу, а Юра - к себе домой, нарезать "пилотный" выпуск альбома, чтобы завтра на концерте он уже был.

Поздний вечер. Я уезжаю в клуб авторской песни "Свезар" на большие ночные посиделки. Там люди разбились на несколько компаний. Наша компания пела Андрея Козловского, Ивасей, "Белую Гвардию", ну и, естественно, песни Олега Медведева (это к вопросу, что мы ЕЩЁ поём, кроме Медведева).

Ночь. В это же время в город снова приезжает Роман Филиппов, чтобы подыграть на завтрашнем концерте. Поселяется у меня дома (в моё отсутствие там). В это же время Юрий Дорохов у себя дома в экстренном порядке множит пилотный тираж альбома.

Наша компания оказалась самая стойкая, ибо пели "до первых троллейбусов". К нашей компании присоединились челябинцы, специально приехавшие на завтрашний концерт. (А в Челябинске концерта не было...) и, конечно, наши друзья из Новоуральска, тоже, кстати, поющие песни Медведева.

Из Олега мы спели песен 10-15... "Вальс Гемоглобин", "Песню Скитайского словаря", "Странную сказку", "Марш Трансвааль", "Таблетки от счастья", "Здравствуй, казак", "Корабельного кота", "Солнце", и ещё чего-то, я уж не помню...

Я никогда так долго не играл на гитаре - 7 часов (с 23 до 6 утра), аж пальцы "отваливались". Причём, вся компания хором уверяла меня, что я единственный среди них, кто умеет правильно и красиво играть песни Медведева... Спасибо, я польщён...

Ближе к рассвету, часов в 5 утра, спели столь любимого нами "Машиниста", Строка "Только б дотянуууууть до расвееееета..." приобретает особый смысл, когда за окном только-только начинает светать... :-)))

До презентации альбома "Поезд на Сурхарбан" остаётся 1 день.

Екатеринбург, 4 марта 2007 г., воскресенье.
Концерт в Доме Музыки, презентация "Поезда на Сурхарбан". Начало концерта в 15-00. В 12-00 Юра, Рома, Олег и я (так и не уснувший) приехали в Дом Музыки. В 13-00 саунд-чек Олега и Ромы. Лиса приезжает только в 14-30 (за полчаса до концерта, впрочем о том, что она сможет приехать так поздно, было известно заранее).

И единственная (!!!) репетиция на троих у них длилась только эти полчаса. Так что концерт оказался очередной импровизацией, а не тщательно отрепетированной программой.

Юра Дорохов рассказал об альбоме, и объявил выступающих. Очень приятно, что альбом, записанный в Екатеринбурге, его жители услышали раньше всех. Раньше Москвы, Питера и остальных городов.

То, что Олег будет выступать не один, для большинства присутствующих было сюрпризом. Об этом не писали в афишах и на билетах. Об этом не было сказано в интернете. Некоторые, конечно, догадывались, что "не всё так чисто". Альбома, конечно, тоже никто не ждал. Почему о нём вообще не было сказано? Да потому что мы не хотели обещать лишнего, вот и всё. Ну как мы можем за 2 недели до концерта обещать презентацию альбома, когда самого альбома и в помине нет? Тем не менее, "пилотный выпуск" альбома разошёлся хорошо.

Не обошлось и без "ложки дёгтя в бочке мёда". Слишком много занявшись альбомом, мы пустили "на самотёк" запись концерта. Мол, парень, местный звукарь, нам всё запишет...

Позже, когда я послушал пультовую запись концерта, я просто ужаснулся... При том, что в зале звук был относительно неплох, запись была ужасная, всё шипело, как будто это была оцифровка с кассеты, плохо слышно гитару Олега и скрипку. На голосе Олега на громких местах (вроде припева "Солнца" или "Марша Трансвааль") слышны явные искажения и перегруз (и это при слишком тихом уровне записи и жутком шипении). Я очень надеюсь, что исходник этой записи вы не услышите никогда, ибо он кошмарен.

Позже, исследовав всю запись, и поняв, что полноценного бутлега с концерта не будет никогда, я решил спасти, что ещё было можно спасти. В итоге спасти удалось 4 песни, чем я горжусь. Но об этом чуть позже. Вернёмся к концерту.

Первое отделение:

"Корабельный кот", "Идиотский марш", "Несмеянин день", "Вальс Гемоглобин".

"Отпуск" прозвучал, на мой взгляд, намного слабее, чем в студийной версии, хотя всем понравилось.

"Сердце змеи", "Тёплый север".
"Прощай" - очень классно прозвучала со скрипкой, жалко запись запоролась. Можете меня бить, но "Прощай" надо нормально записать со скрипкой. Причём, песня была спета в медленном темпе, медленее чем в концертной записи на "Зелёной двери" и НАМНОГО медленее, чем в электронном варианте "Кайнозоя"...

Записка: "А давно ли вы выступаете в таком составе?"
Олег (глядя на часы): "А сколько прошло с начала концерта? Уже 40 минут..."
И это была правда.

"Солнце", "Крестик" (тоже со скрипкой классно), "Баллада о Кроликах", "Полшага до песни"

Перерыв.

Второе отделение было просто длиннющим. Больше 1,5 часов.

"Карлсоны", "Журавлик", "У бриллиантовой реки"
"Пятьсот весёлый" - похоже на альбомный вариант, но проигрыши длинней
"Сказочные деньки" - Лиса играла, хотя без скрипки эта песня потеряла совсем немного...
"Страна лимонных корочек" - в упор не пойму, почему многим нравится эта песня...
"Мальчик" - довольно быстро и решительно. На альбоме "Алые крылья" - медленее и спокойнее.
"Амазарский ястреб"
"Ирокез" - очень похоже на альбомный вариант. Чуть ли не один-в-один.
"Праздник" - длинный проигрыш в конце
"Не заходи за черту" (по просьбе Лисы)
"Браво, парень!" (со скрипкой очень даже ничего)
Предыстория к чужой песне и "Филибер" - один из лучших номеров концерта. Всё-таки на саунд-чеке репетировали.
"Поезд на Сурхарбан" - Лиса отмалчивается.
"Здравствуй, казак" - Лиса играет, ну не знаю, опять же, без скрипки песня потеряла немного.
"Сказка никогда не кончится" - Лиса отмалчивается. Зато очень в тему Ромина вторая гитара. Гммм, опять этой песни нет в хорошей записи.
"Форнит" - немного быстрее, чем в студийной версии
"Парагвай", "Алёха Боханский"

Записка: "Будет ли ещё один альбом в таком составе, а то "Алёху", "Ястреба" и много чего ещё хочется в такой аранжировке"
Олег: "Не знаю, как оно организуется всё... Я, в принципе, был бы не против!"

"Песня Скитайского словаря" - очень похоже на студийную версию. Но немного медленнее.
"Марш Трансвааль" - очень громко и очень ритмично. Обычно на этой песне народ хлопает, а тут не хлопали, а слушали длиннющие проигрыши между куплетами, которые делал Олег и на фоне которых зажигали Лиса и Рома.

Всё, концерт окончен, всем спасибо. Прозвучало 33 песни.
Первое отделение - 1 час 10 минут
Второе отделение - 1 час 40 минут

Что я лично думаю - возможно ли повторение такого. Студийную запись - пока нет смысла. Новых песен у Олега пока нет. Я думаю вот что: надо сделать ещё один концерт в таком составе (по крайней мере, в Екатеринбурге), но к записи уже подойти основательно и тыщу раз подстраховаться. Всё-таки к концертной записи не будет претензий типа "почему мало новых песен". Мне кажется, это было бы интересно.

Вот и предлагаю устроить обсуждение (для жителей Екатеринбурга и его окрестностей):
Стоит ли следующий концерт Медведева делать в таком составе?
Или хватит уже, пусть Медведев один поёт?
Прошу вас высказаться по этому поводу.
Для жителей других городов: надо ли продолжать подобные безобразия и хотите ли вы в ваш город такой концерт.

Ещё одна мысль - не исключено, что к Медведеву начнут лезть на сцену всякие музыканты в разных городах со своими инструментами. Что мы будем делать тогда? Видимо уже ничего...

Потому что если скрипка и соло-гитара - вроде нормально, а если кто-нибудь с синтезатором припрётся, или с контрабасом, будет ли это "в кассу" и не будет ли это мешать Олегу?

Перкуссия, как и барабанная установка - мне кажется дохлым номером, потому что Олег поёт с таким ритмом, с каким ему хочется, хочет быстрее, хочет медленнее, а петь под метроном (как и под ударника) ему очень сложно. Альбом "Кайнозой" это доказал.

Баян был бы не плох (в том же "Казаке", например), однако баян - менее универсальный инструмент, и подходит ещё под меньшее количество песен, чем скрипка.

Свои вопросы вы можете задавать в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ на сайте http://surharban2007.narod.ru

Звукооператор альбома "Поезд на Сурхарбан" Иван "Чив" Чудиновских, Екатеринбург
(опубликовано на сайте http://surharban2007.narod.ru)