Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Город тысячи пьяных масок"

О необычных людях трудно рассказывать обычными словами. Трудно потому, что все равно многое останется между строк. Как описать запах полыни, срубленной мальчишеским деревянным мечом? Прозрачные огоньки светлячков в вечерней траве? Как описать песню?

Хабаровчанка Юля Сергиенко - человек необычный: по характеру, по судьбе, по образу чувств и мыслей. Необычно то, что ее детство прошло в Германии, где служил тогда Юлин отец. Необычна музыкальная, довольно мистическая пьеса "Метельщик и Викарий", которую она написала, окончив здесь, в Хабаровске, музыкальную школу по классу фортепиано. И конечно же, необычны ее песни, в которых чувствуется заповедный дух язычества, дыхание заброшенных средневековых замков и еще что-то неясное, терпкое, запредельное... "Я знаю слишком много, чтобы быть спокойной..." - говорит Юля в одной из своих песен. Это - Истина, которая, как замечено, дорогого стоит.

Многие из знакомых "тусовщиков" зовут ее Блэки. Кстати, познакомились мы с Юлькой года четыре назад именно возле "Бутербродной" - места, где собирался самый разномастный люд: музыканты, художники, толкинисты, просто неприкаянные личности. Приходили сюда, чтобы поболтать, выпить кофе (а то и чего покрепче), обменяться кассетами... Мы зашли в "Бутербродную" с Лехой Ожигановым - художником, с которым тогда учились в педагогическом институте на филфаке. Юлька подошла к нам и задала совершенно абстрактный вопрос: "Любите ли вы скорпионов?" Сойдясь на взаимной неприязни к этим милым насекомым, мы втроем отправились в общагу к Лехе смотреть его картины. Позднее Леха-художник стал Главным Героем написанного нами полуабсурдного прозаическо-го произведения, разошедшегося в самиздате под названием "Злобная рассказка". Это было целое собрание всевозможных комических ситуаций, пародий на литературные жанры, объединенное общим незамысловатым сюжетом.

В 1992 году Юля Сергиенко играла на клавишных в хабаровских рок-группах "Изнанка Гогена" и "Процессор". Собственные песни-баллады появились у нее позже, и сразу - очень ярко:

Ветер, утихни, погоди чуть-чуть!
Спит мой сынок, а утром - в дальний путь.
Наша молитва - перестук колес,
Наше жилище - деревянный мост.
Будут нам заезды в небе песни петь,
Камни заведовать да вслед глядеть.
Белым огнем сгорает зло, Оставляя серый след...
Я знаю, что Юлькe близoк мир ахматовской поэзии, ее любимые писатели - Хармс, Стругацкие, Булгаков. "Мастер и Маргарита" - наш с нею любимейший роман, мы оба перечитывали его раза четыре в самые трудные для нас времена.

В 1993 - 1995 годах Юлька участвовала в хабаровских рок-фестивалях, а впоследствии - в фестивалях авторской песни не только в Хабаровске, но и в Находке, Арсеньеве, Владивостоке. На фестивале "Приморские струны" во Владивостоке в сентябре 1996 года она стала лауреатом за песню, написанную в тот же день на фестивальной Шаморе. Помню, как все мы радовались морю и солнцу, общались с друзьями, которых не видели полгода, а Юля сидела с гитарой между палаток и что-то писала. Песня эта называлась "Сероглазый" - по аналогии с Инной Желанной, с которой Юльку роднит особый фольклорный дух, стремление вглубь к своим корням, к ветру, к ведьминым омутам.

Желтою ниткой протянулся путь.
Спи, мой сынок, а дальше - как-нибудь...
Некоторое время в Хабаровске существовала группа "Клевер", в которой Юля Сергиенко играла свои песни. Коллектив этот был "сезонным" и вскоре распался. Изредка с Юлькой играл дуэтом ее и свои песни наш общий друг с Камчатки Вадик Жук, иногда им помогал Дима Перекальский. В апреле прошлого года Дима погиб. 1996 год - високосный - для многих был очень тяжелым, в том числе и для Юли. Но именно он показал, что Юлька, эта маленькая, подчас взбалмошная девчонка, обладает настоящей Силой: способностью улыбаться, когда больно, и помогать тем, кто рядом, - и словом, и делом.

Мне свобода покоя дороже любых свобод.
Что-то слишком уж боли накопилось за этот год...
Мне последняя точка нежданней любых потерь.
Сумасшедший, полночный бьется в клеточках мозга зверь...
"Мне этот мир не тесен до тех пор, пока у меня рождаются музыка и стихи, - как-то обмолвилась Юлька в нашей беседе. - Все, чем мы можем защищаться от беспредела, который и вокруг, и внутри нас, - это писать песни, стихи, картины... нам ничего другого не остается. Сейчас это - как глоток воздуха, это выстраданное удовольствие. Это необходимо, чтобы выжить самим и вытянуть других - может быть, более слабых".

Распродажа лучших сновидений,
С молотка - чудеснейшие сказки,
И на всех - бесплатная веревка,
И бесплатно каждому - по камню...
Когда слушаешь Юлькины баллады, ощущаешь себя как бы на стыке граней разных времен, сопредельных миров. "Егорушка", "Твой голос", "Я хочу пить", "Мистерии"... А еще песни про Город тысячи пьяных масок, разные - и шутливые, и трагические. Песни, в которых угадывается атмосфера нашего столично-провинциального смурного города, где "веселая пьянь на дорогах, ждущая манную кашу", где "булыжники помнят нетвердую поступь влюбленного в ветер". Дыхание захватывает, когда Юлька поет а-капелла, т.е. без ги-тары, свою песню на стихи Ахматовой "Уложила сыночка кудрявого..."

"Сначала песня бродит, как вино, - говорит Юля, - Она заполняет меня, даже заставляет быстрее двигаться. Тогда мои друзья мне кричат: "Юля, ты - сплошная суета, куда ты бежишь? Ты теряешь деньги на ходу, о чем ты думаешь, что ты говоришь, почему у тебя все валится из рук?" Она бродит - в сердце, в голове... И вдруг рождается, в один вечер - то, что бродило довольно долго, рождается в одно мгновение".

Не молитесь пьяным идолам.
Как темно в замшелом омуте!..
Нет вам места в этом сборище,
Не по вере вы пришли сюда...
В минувшем году Юля Сергиенко окончила Хабаровский институт культуры и работает теперь библиотекарем. А в студенческие времена как только ни приходилось ей зарабатывать себе на жизнь: и уборщицей, и продавцом цветов, и лаборантом в школе. И всегда с улыбкой, с шуткой, - ничего, мол, проживем как-нибудь. Не переживай, брат! Что ж, наверное, действительно проживем, и все будет хорошо, раз уж сестра моя Юлька не падает духом, какими бы сложными ни были житейские передряги. Таким необычным людям как-то хочется верить.

Андрей Земсков

Присылайте новые рецензии: polnolunie@baikal.ru!