Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Комментатор"

В предлагаемой статье речь пойдет об известном авторе и исполнителе песен Михаиле Константиновиче Щербакове. Причем нас будет интересовать не столько творчество маэстро, сколько он сам. Точнее, его авторская позиция, исходя из которой, он и создает это самое "творчество". Данная статья никоим образом не претендует на какую бы то ни было объективность - это просто описание одной из возможных интерпретаций авторской позиции Щербакова. Предположим, в некотором городе N родился младенец. И мы, парализовав его нижние конечности, одев ему на голову шлем виртуальной реальности, а на руки перчатки этой же самой виртуальной реальности, подключили нашего ребенка к системе искусственного обеспечения жизнедеятельности - какие применяют для людей, находящихся в состоянии комы. Таким образом, мы получим систему, в которой наш малыш будет избавлен от "объективных" человеческих проблем - голода, жажды, холода и т.д., а "объективной реальностью, данной ему в ощущениях" будет не что иное, как прихоть субъекта - человека, а точнее компьютера, которым этот человек управляет. Важно заметить, что таким образом мы можем управлять не только представлениями нашего младенца об окружающем мире, но и процессом его мышления. Скажем, мы можем формировать его "здравый смысл". Так, если он в построенном нами для него мире будет в пустой мешок класть два камня, а затем один из них доставать, мы будем моделировать "мир ребенка" так, что в этом случае в мешке всегда будет "оставаться" еще три камня - в этом случае наш малыш никогда не узнает о логическом законе исключенного третьего - просто у него будут свои законы или таковых не будет вообще - это уж как мы его будем "вести". Понятно, что подобное описание - очень грубое и содержаит массу технических погрешностей и неточностей, но для нас сейчас главное уяснить, что существует принципиальная возможность реализации на практике подобного эксперимента. Отсюда встает вопрос - а из чего следует, что наша "объективная реальность", наш внешний и внутренний мир не созданы подобным же описанным выше способом? Увы, мы не можем дать сколько бы то ни было обоснованный ответ на этот вопрос. Мы можем только сказать бездоказательное "да" или "нет", мы можем только верить... Верить в то, что мир скорее мним, чем зрим, или наоборот, мир скорее зрим, чем мним, или верить в еще что-то другое. Но так или иначе каждый человек имеет свой взгляд на мир, и он в него верит. Он верит в свое мировоззрение и старается строить свою жизнь согласно принятых им же самим правил игры. Понятно, что эти "правила игры" не произвольны, что они зависят от биллионов случайных и неслучайных событий, происходящих в нашей жизни, и конечно же они зависят от нашего личного "я", от нашей экзистенции - так вряд ли примет для себя "правила игры", взятые из бокса , тот, кто даже рук-то не имеет (хотя такие случаи бывают, и их не так уж редко можно наблюдать в нашей жизни). Однако, есть люди, которые играют не в обычные игры, а в метаигры, то есть в игры, элементами которых являются игры других людей. Таких людей в обыденной жизни принято называть наблюдателями, созерцателями, зрителями. Причем сие вовсе не означает, что они являются холодными и бесстрастными людьми. Да, действительно, они чаще всего находятся "по ту сторону стекла", но они же все-таки люди - они подвержены чувствам и эмоциям, они радуются и огорчаются, они живут и умирают. И при этом наблюдают. Наблюдают за разворачивающимися перед ними "спектаклями" и "играми", за премьерами и финальными матчами, за рядовыми спектаклями и матчами групповых турниров. Но они не просто наблюдают - они сопереживают, они болеют. Сопереживают героям, болеют за любимые команды, за любимых игроков, за любимые виды спорта, наконец. Так вот Михаил Щербаков, на мой взгляд, - из числа этих людей. Он болельщик. Но он не просто болельщик - он болельщик-комментатор. Человек, задачей которого является просто комментировать всё, что он видит на площадке. И Щербаков комментирует. И как! Его владение словом настолько прекрасно, что уже сама форма уго "репортажей" представляет художественную ценность, а он к этому еще и неплохо разбирается в различных тонкостях "игры", всем своим естеством чувствует ее красоту и интригу. Это позволяет ему частенько сообщать играющим и другим смотрящим то, что те сами не видят, то, что дает лишний повод восхититься или схватиться за голову. При этом Щербаков никого не учит, как играть, ибо для него главное - комментарий, который несравненно важнее, чем сама игра. Но однако Щербаков всего лишь человек и иногда азарт комментируемой им игры настолько захватывает его, что он не высиживает на своем комментаторском месте, выбегает на поле и сам начинает играть, помогая любимой команде. Потом, спохватившись, он сконфуженно возвращается на "свое место", а репортаж с такой игры объявляет "несуществующим". Да, для меня Щербаков всего лишь комментатор, но такой комментатор,который является неотъемлемой частью самой игры. Как неразделимы для меня Николай Озеров и хоккей, так же для меня неразделимы Михаил Щербаков и игра под названием "жизнь". Вместо эпилога позволю себе один совет: если Вы среди песен Щербакова вдруг обнаружили какую-то "свою" песню, песню про себя, то не обольщайтесь, что Вы с ним единое целое, что он с Вами заодно, что у Вас с ним много общего и т.д. Нет - это просто означает, что Михаил Константинович когда-то прокомментировал "матч" с Вашим участием.

Константин Киселев, октябрь, 1996

Присылайте новые рецензии: polnolunie@baikal.ru!