Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Среди Опалов, Яшм и Изумрудов"

Вообще-то рецензии принято начинать словами "Мало кто не слышал песни Ивана Ивановича..." Однако к творчеству Вени Дркина эта формулировка подойдет с большим трудом. Ушедший от нас несколько лет назад воронежский(?) автор подтвердил великое правило: под этим небом нет ничего случайного. Человек, незнакомый практически с традицией того, что сейчас называют загадочным термином "бард-рок", сформировался так же и так же выразил свою личность в творчестве, как и десятки иных, абсолютно автохтонных, в интеллектуально-средовом аспекте, автором.

Итак, мы имеем дело с редчайшим случаем. С темпорально фиксированным культурным комплексом, который и попробуем здесь рассмотреть. Творчество Дркина богато, разнообразно, интересно, но характерно; характерно для времени и страны; можно предположить, что характерно и для культурной среды. Тем паче судьба лишила нас возможности сравнивать "новые" и "старые" вещи.

Любой слушатель - потребитель творчества такого автора должен решить для себя один вопрос: "Понимал ли автор то, что писал, и вкладывал ли в произведения то, что гордо именуется "авторским пониманием"?" Я всю жизнь отвечал себе на этот вопрос категорическим "нет". Почему? Просто потому, что "этот мир хорош лишь тем, что смысла нет и быть не может...". Есть ли это плюс или минус? Скорее всего, плюс. Читатель (слушатель) становится соавтором не только в относительном смысле (ведь нередко потребителями являются люди, сами грешащие каким-либо творчеством), но и в абсолютном: автор дает лишь материал для размышлений.

Итак, давайте же попробуем вернуться к творчеству Вени Дркина. В чем его характерная особенность? Прежде всего, в той легкости, с которой автор смешивает как черты разных стилей (не чураясь порой проявлений и откровенно вульгарных), так и сами стили. Безусловно можно сказать об относительном языковом богатстве (если сравнивать с поп-творчеством), однако не о том речь. Гораздо интереснее, на мой взгляд, задуматься о другой проблеме: смысловом месте слова в тексте. Например, мне категорически непонятна фраза "Им сам Марсель Марсо о чем-то говорил...". Убей бог, не понимаю, причем здесь великий французский мим. И таких эпизодов очень много. Они встречаются у разных авторов, но особенно широко стали плодиться последние лет, пожалуй, эн. В чем культурологическая суть этого явления? Это уже не сюрреализм, где автор пишет то, что пишется, это - подразумевание смысла. Его главная роль - стимулирование мышления. Ведь, что характерно, важно не то, что смысла автор не складывал, а то, что вряд ли кто-то когда-то поймет, какой смысл вкладывал автор.

Попробуем подвести итог. Автор есть продуцент мыслестимулирующей мешанины, и Веня Дркин, в особенности. Творчество стало актом потребителя. А в завершение давайте выпьем за тех авторов, которые еще пытаются (наверное по глупости) заставить нас думать...

Кирилл Титаев, апрель, 2002

Присылайте новые рецензии: polnolunie@baikal.ru!