Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

Передача-5 (о творчестве Елены Фроловой)

Александр Филатов. Добрый вечер!

Александр Ощепков. Добрый вечер!

А.Ф. Сегодня в студии много народу: Александр Ощепков,

А.О. Александр Филатов и Ольга Фомина.

А.Ф. В эфире передача об авторской песне.

А.О. Но сказать, что это передача Творческой студии "Полнолуние"... Да, наверное, можно, хотя мы сегодня в студии не одни.

А.Ф. А за прошедшие две недели с момента предыдущей нашей программы в Иркутске прошло достаточно много всяческих интересных событий. О них сейчас расскажет Саша немножко поподробнее.

А.О. Десять дней назад состоялся фестиваль авторской песни среди учащихся школ города. Он назывался "Весенние песни". Это событие произошло в ТЮЗе. Там присутствовали лауреаты и дипломанты этого фестиваля. Мы их отслушали, отобрали самых лучших.

А.Ф. Саша был председателем жюри.

А.О. Они пели на сцене почти 3 часа.

А.Ф. И было услышано столько всего интересного. Я, честно говоря, не ожидал от школьников услышать такие замечательные песни. Как свои, так и песни известных авторов. В общем, мне очень понравилось. И некотрые из них, кстати, приняли участие в концерте, посвященном трехлетию Творческой студии "Полнолуние", который прошел 18 апреля в "Баргузине".

А.О. На этом концерте кроме гостей, уже известных слушателям, выступили лауреаты фестиваля "Весенние песни" Лена Ефимова и ансамбль - назовем его ансамблем из лицея университета - Маша Корнева и Ира Жедяева в сопровождении Антона Куницына...

А.Ф. ...который замечательно играл на флейте...

А.О. ...И в сопровождении их руководительницы Натальи Ромаш. Ольга Фомина. В общем там было по меньшей мере 3 открытия, может, даже больше. Действительно, удивительно и радостно.

А.Ф. Эти песни не просто понравились, они как-то настолько задели...

А.О. Это уже некоторый уровень!

О.Ф. Все эти люди личности!

А.О. Причем ресь идет о школьниках. Вспоминая себя в их годы, я перед ними преклоняюсь.

А.Ф. Ну а сегодняшняя передача, как и было обещано 2 недели назад будет посвящена творчеству Елены Фроловой. Ее песня и откроет нашу передачу.


"Белый воробей"

А.Ф. Прозвучала наверное самая известная песня Елены Фроловой. Она звучит всюду по стране. И в Иркутске, и в Москве. Была даже такая ситуация, когда я приезжал в Москву. Познакомился с народом, никак с Еленой Фроловой не связанным, они вечером на посиделках исполняли эту песню. Хорошо исполняли! Правда были немножко другие слова, все было переврано. Тем не менее, люди, не зная, кто такая Елена Фролова, исполняют эту песню.
Эту песню исполнила на уже упомянутых "Весенних песнях" Ольга Афраймович. Причем в такой связи, что был анонсирован концерт Елены Фроловой 11 мая этого года. С концертом пока не удалось, потому что, не знаю, к счастью или к несчастью, у Елены Фроловой наметились большие гастроли - даже, по-моему, по разным странам. Поэтому приезд в Иркутск откладывается. Но сегодняшняя передача будет полностью посвящена Елене Фроловой.

А.О. Я хочу напомнить телефон в студии: 43-24-14. Звоните, задавайте вопросы!

А.Ф. Насколько сможем, попробуем на них ответить. Елены, конечно, в студии нет, но попробуем!
А первый вопрос, который часто возникает: как все это началось, с чего Елена увлеклась авторской песней, как стала писать подобные произведения.
Началось все еще со школы: хор, при хоре был вокальный ансамбль... А паралельно ей на 12 лет подарили гитару, и достаточно быстро она достигла такого уровня, что ее стали приглашать на всякие конкурсы, смотры...

А.О. Это были комсомольские мероприятия.

А.Ф. Нужно было то и дело петь песни о дружбе школ, на день рожденья Ленина... Вот Саша, наверное, еще помнит.

А.О. Да, я хорошо помню!

А.Ф. Да я и сам помню - участвовал в конкурсе чтецов, посвященному Владимиру Ильичу Ленину, читал какое-то стихотворение совершенно потрясающее на тему "Ленин и Космос". Ленин в нем изображен "великим воином и совершенным магом" :)
"Чтобы туда, за грань эфира впервые нам направить путь,
Куда от сотворенья мира не удавалось заглянуть..."
Ну, отклонились от темы. А именно подобные мероприятия позволили Елене начать свою творческую деятельность. И достаточно быстро она познакомилась с интересными людьми, которые занимались примерно тем же. Тогда же она познакомилась впервые с высокой поэзией. И в 15(!) лет она написала на стихи Марины Цветаевой, которые тогда только появлялись в печати (первая публикация была то ли в "Работнице", то ли в "Крестьянке")... Она прочитала стихи, они ей запали в душу, и в 15 лет она сочинила совершенно потрясающую песню "Сад", которая сейчас и прозвучит.


"Сад" (Марина Цветаева)

О.Ф. К этому стихотворению Цветаевой очень любят обращаться музыканты. Ну оно того стоит действительно. У нас в "Театре пилигримов", я помню, в "Антигоне" оно использовалось. Там был такой сплав? Софокл и Цветаева. Саша, а я может быть прослушала. Из какого города Елена?

А.Ф. Елена родилась в Риге 1 октября 1969 года, но потом в 1994 году она переехала в Россию, в Суздаль. Также жила во Владимире. Сейчас большей частью живет в Москве. И когда ее спрашивают: "Откуда Вы?", - она отвечает: "Из России". И даже то, что она родилась в Риге, этого никак не умаляет.
Большое событие произошло в ее жизни, когда ей было около 18 лет, когда она со своими друзьями из поэтического круга "ВЕСЬ" в Минске попала на концерт Елены Камбуровой. После концерта они пошли к Елене Камбуровой в номер. И там, послушав песни Елены Фроловой, Камбурова была поражена, что у девочки, которой нет еще и 18 такие произведения. И сказала, чтобы она обязательно приезжала в Москву, оставила свой номер телефона и, на случай, если ее не будет, телефон Веры Евушкиной. Так и произошло, что вскоре благодаря тем же друзьям из объединения "Весь", Елена Фролова попала в Москву. Елены Камбуровой дома не было, но была Вера Евушкина...

А.О. И так возникло содружество. Речь идет о дуэте "ВерЛен".

А.Ф. Они до сих пор иногда выступают вместе: Вера Евушкина и Елена Фролова. Сейчас мы послушаем одну из песен дуэта "ВерЛен" на стихи Марины Цветаевой


"Тише хвала" (Марина Цветаева)

О.Ф. Саша, а вот я еще слышала, что Елена Камбурова помогала ставить голос Елене Фроловой.

А.Ф. Да, такое было. Вообще Елена Камбурова очень сильно помогла Елене Фроловой. Само общение с великой певицей дает о себе знать. Оно значит гораздо больше, чем всяческие училища институты, тем более, что поступить в них оказалось достаточно сложно. Одного таланта мало. Когда Елена попыталась поступить, ей сказали "Нет данных"(!) и не приняли. Такие ситуации могут быть. Ну, в общем, оно видимо и не нужно было.
В 1988 году Елена Фролова выходит на большую сцену, она становится лауреатом фестиваля в городе Таллине с песней "Рождественский романс" на стихи Иосифа Бродского.
В 1989 году она начинает практически профессионально заниматься музыкой в театре песни и поэзии Елены Камбуровой. С тех же пор у нее начинают появляться песни уже нового уровня на собственные стихи. Одну из них мы сейчас и послушаем.


"Victoria"

А.О. Елена Фролова, конечно, не вписывается в какое-то классическое понимание авторской песни. Здесь слышится другое течение, новое звучание...

А.Ф. Ну вот Елена сама говорит по этому поводу, что это, конечно, уже не та, не классическая авторская песня, о которой большинство имеет представление, а как бы новый остров, новая земля, новая планета, которая только образуется.

О.Ф. Она очень манит. И я со своим пристрастием к классике сразу поняла Елену. О ней я впервые услышала от Жени Логвиновой. И записи получила года 3 назад.

А.О. А в истории авторской песни, кроме, пожалуй, Елены Камбуровой есть что-нибудь подобное.

А.Ф. Ну скорее не подобное, а в той же струе... Сейчас работают достаточно многие...

А.О. Это сейчас!

А.Ф. А из предшественников можно в какой-то степени назвать Веру Матвееву. И песня, которая сейчас прозвучит, является посвящением Вере Матвеевой.


"Пусть жизнь тянется мимо"

А.О. А интересно, что сама Елена отмечает из имен авторской песни как близкое себе?

А.Ф. Те, кто на нее как-то повлияли, кого она любит слушать, с кем общается - среди этих имен Александра Мирзаяна можно упомянуть, Виктора Луферова. В его театре "Перекресток" она часто выступает - раз в месяц точно. Кстати, не только в России есть подобные авторы. Вот, например, в Польше - сам я не знаю, но Елена говорит, что по духу очень близко - Эва Демарчек. В Португалии есть такое направление, как фадо. Тоже я услышал в связи с Еленой Фроловой в первый раз, но говорят, что это гораздо ближе к подобной песне, чем даже французский шансон.
Кстати, в предыдущей нашей передаче был задан такой вопрос, как возникло название "бардовская песня", кто такие "барды". За эту неделю был найден ответ. "Бард" - это странствующие поэт и певец у кельтов, в кельтской культуре были такие представители, то есть все пришло с территории нынешних Ирландии и Шотландии.
И к вопросу о вопросах. Напоминаю телефон в студии: 43-24-14, а то пока нет ни одного звонка.

А.О. И приходится исполнять как бы функцию задающих вопросы нам самим.

А.Ф. А пока еще одна песня Елены Фроловой "Скала".


"Скала"

А.Ф. Второе название прозвучавшей песни "Сон". Действительно, я сам подумал, в песне такое ощущение парения, полета, которое, наверно, у всех вас возникало только во сне. А вот Елена, видимо, и наяву может даже практически летать... Какой-то встречный ветер, но не тот, который бьет в лицо, а который поднимает вверх. При этом по телу дрожь. У меня даже ассоциация какая-то такая вспомнилась - солнце по спине катится и лучами позвоночника касается. Какие-то такие воздушные песни. Все они на собственные стихи Елены. Послушаем еще одну "Умалишенный ветер".


"Умалишенный ветер"

О.Ф. Когда я слушаю песни Елены Фроловой, у меня остается ощущение мощи и еще ощущение, что в этой женщине сочетается очень большая женственность и очень большая мужественность. Может это несочетаемо, но, мне кажется, что в ней это есть. Я не знаю, были ли в ее жизни тяжелые события. Мне кажется, что были, хотя может это поэтическая такая чувствительность...

А.О. Последние 4 песни из прозвучавших сейчас в эфире - это песни с диска "Небо любит тебя".

А.Ф. Еще он называется "Птичьи песни".

А.О. И ассоциации с полетом совсем не случайны. На этом диске записаны песни на собственные стихи Елены. И у нее есть еще один диск "Проплывают облака".

А.Ф. Песни оттуда еще прозвучат сегодня

А.О. На нем кроме ее песен, полностью ее песен, еще песни на стихи поэтов Серебряного века.

А.Ф. Не только Серебряного века. И на стихи современников, и на стихи друзе даже. Вот есть песня на стихи Татьяны Алешиной, например,

А.О. И кроме этого записано примерно 10 кассет. И большая часть записана на студии "Сибирский тракт" в Казани. Студия Валерия Мустафина, который колоссальную работу проводит по авторской песне.

А.Ф. Там же записывались, скажем, и Сергей Корычев с Женей Логвиновой, известные Иркутянам, еще много замечательных авторов.
Ну, давайте послушаем еще одну песню Елены.


"Не покидай меня так быстро..."

А.Ф. У Елены есть, как уже говорилось, песни на стихи разных поэтов. Елена Фролова говорит: "Имеется два направления. Одно - это поэтическая песня, а другое - это моя, авторская. Это вещи, которые, безусловно, имеют один источник, но расходятся в разные стороны. И чем дальше, тем больше этот разлет". Так Елена считает, по крайней мере. В каждый момент времени ни одно из направлений не доминирует, они как бы сосуществуют, дополняют друг друга. Песни на собственные стихи более вписываются в авторскую песню, вообще более понятны широкому кругу. Но поэтическая песня, она более интересна Елене, она много оттуда берет, много открывает для себя. И это не просто песни на стихи. Елена как бы вживается в них, пытается поставить себя на место поэта. "Таков мой путь, моя тропинка", - говорит Елена. В эфире песня "Степная дудка" на стихи Арсения Тарковского.


"Степная дудка" (Арсений Тарковский)

А.О. В записи этой песни использованы цитра и литавры. На них играла Татьяна Алешина.

А.Ф. Кто не знает, цитра - это такой музыкальный инструмент, немного напоминающий гусли.

А.О. Кстати, о гуслях. Елена Фролова в один из моментов своей жизни приехала в Суздаль. И, когда она увидела эту красоту, она приняла решение остаться. И Суздальские гусляры подарили ей гусли. С тех пор Елена учится играть на гуслях.

А.Ф. И уже играет. Когда я был на концерте в Москве, во втором отделении Елена играла на гуслях. Последний альбом "Летел голубь", который они записали вместе с Яной Симон (он состоит из песен на духовные стихи, из духовных песен, из народных песен) сделан под аккомпанемент гуслей.
Сейчас прозвучит одна из песен этого альбома на стихи Вениамина Блаженного.


"Боже, Боже какой небывалый покой" (Вениамин Блаженный)

А.Ф. Сейчас расскажу немного о людях, с которыми Елена идет по одной тропинке и в творчестве, и в жизни. В первую очередь это Яна Симон, которая на альбоме "Летел голубь" играет на флейте (правда, не в прозвучавшей песне), а также исполняет часть песен вместе с Еленой Фроловой. Среди этих людей также уже упоминавшаяся Вера Евушкина. И отдельное место занимает творческий союз "АЗИЯ", в который помимо Елены Фроловой входят Татьяна Алешина, Александр Деревягин (автор из Челябинска) и Николай Якимов. В тот же круг, кстати, сейчас входит Женя Логвинова.
У союза "Азия" есть некоторая концепция по поводу того, чем они занимаются. Это направление Елена называет поэтической песней. Это пересечение театра, музыки и поэзии. Причем песня может быть и больше театра, и больше музыки, и больше поэзии, взятых отдельно.
Есть еще хорошее определение Елены Камбуровой: "внутренним театр". Нет ни декораций, ни костюмов, но тем не менее по духу очень близко.
Кроме самого творческого союза "Азия" есть еще несколько людей, которые сродни им. В Питере даже был такой проект "Азия плюс". Это "Азия" плюс, такое, например, поэтическое содружество "Витязь", куда, в частности, входит Марина Гершенович. У Елене есть даже песня-посвящение Марине Гершенович. Новосибирский поэт, кстати, достаточно близкий к Иркутску территориально. Все это, конечно, отходит от авторской песни, даже такой, какой занимается Елена Фролова. Сюда входят также Антон Яржомбек и Юрий Цендровский. Елена говорит, что это вообще не поэзия и не музыка, а просто мистика какая-то. Но по внутреннему складу он сюда тоже может относиться.
Сейчас прозвучит песня Елены Фроловой на собственные стихи, но она тоже отличается от уже прослушанного. Это посвящение Леониду Губанову. Может и стиль поэтому таков.


"Оставьте меня в покое"

О.Ф. Немножко хочу сказать о Леониде Губанове. Песня очень ему соответствует. Это очень интересный поэт. Была общая компания в 60-е годы: Александр Мирзаян, Виктор Луферов, Владимир Бережков, Леонид Губанов, чуть позже Вера Матвеева. Губанов песен не писал, он писал только стихи - очень красивый, очень интересный сюр:
"Я беру кривоногое лето-коня,
как горбушку беру, только кончится срок..."
Кончилось все достаточно печально. То, что его засунули в психушку, - это точно. И по-моему он через некоторое время умер. Песни Елены очень соответствуют...

А.Ф. Сейчас именно эта песня будет звучать. Стихи Леонида Губанова.


"Кривоногое лето" (Леонид Губанов)

А.Ф. Достаточно интересно посмотреть, на стихи каких поэтов Елена Фролова пишет песни. Потому что в авторской песне сложился своего рода "список поющихся поэтов", чьи стихи хорошо ложатся на музыку: Юнна Мориц, Дмитрий Сухарев, Николай Рубцов. В прошлой программе в студии присутствовал Макс Козлов, который выпустил целый диск на стихи Рубцова.
Эти стихи часто используются различными авторами. А вот, скажем, на Леонида Губанова я больше ничьих песен не слышал, кроме песен Елены Фроловой. И вообще, чтобы писать песни на стихи Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, нужно просто быть на какой-то равной высоте с гениальными стихами.

А.О. Чтобы песня была не ниже самой поэзии.

А.Ф. Да, не просто на ритмическую основу положить - маловато этого. Нужно ощутить кожей, что такое есть автор, что он хотел сказать. Не исполнять автора, а быть им! Тогда и получается "тот беспроволочный удар, которому имя - даль" - строчка из следующей песни.


"Зимы приметы" (Марина Цветаева)

А.О. Вообще то, что делает Елена, - это возвращение поэзии в устную традицию. Стихи начинают звучать. Они звучат соответственно...

А.Ф. Это, я бы даже сказал, возвращение души автора для разговора с нами.

А.О. То есть мы получаем возможность почти слушать автора. А вот, наверное, одно дело слушать песни в записи, а другое дело слушать это на концерте. Саша, расскажи, ты же был на концерте Фроловой.

А.Ф. Да, действительно это потрясающе. На кассетах можно все услышать - уровень, голос замечательный. Но, когда я шел на концерт, я не ожидал уж настолько фантастической реакции, которая была. Это полет! И у зрителей, и у самой Елены. Она сама не понимает, что происходит. Говорит: "Вне сцены - мы живем, стремимся к чему-то, набираемся впечатлений, опыта, а потом - входим словно в некую дверь. Отдельная реальность как бы возникает... Прямое взаимодействие со слушателями. И то, что записано на кассетах - это всего лишь отголоски того, что ощущается на концертах.

А.О. Как бы напоминание о том, что было.

А.Ф. Эти песни нельзя раскладывать на стихи и музыку, на гитару и голос. Это больше, чем пение. Это какое-то прямое действие. Из личности, из дыхания.
И Елена говорит: "Я не отношусь к людям, как к зрителям. Эти люди, которые пришли, они пришли в наш сад, в сад, который мы устраиваем, где сажаем новые деревья - выращиваем новые песни. Они приходят к нам с миром, и мы с радостью, как гостеприимные хозяева, их принимаем. Может следующая песня немного и об этом.


"Я так тебя люблю..."

А.Ф. На этом передача о Елене Фроловой заканчивается, но в Иркутске происходит ряд очень приятных событий.

А.О. Речь идет об открытии бард-кафе. Завтра пройдет закрытая презентация - там будут присутствовать только представители прессы. А вот с 22 оно открывается для всех.

А.Ф. Свершилось!

А.О. Но не подумайте, что это сделали мы. Есть люди, хозяева этого кафе, которые любят авторскую песню и хотят, чтобы в нашем городе было такое место, куда можно прийти, послушать хорощую музыку, хорошую поэзию.

А.Ф. Да, не планируется, что в бард-кафе будет только авторская песня в узких ее рамках - будут видимо и поэтические вечера, можно будет услышать даже и рок в акустике, и просто различные музыканты будут выступать.

О.Ф. И вообще я так поняла, что верующие всех конфессий смогут пообщаться, никто никого не ломает, все хорошо!

А.Ф. Место для общения есть. Спасибо хозяевам!

А.О. Да, большое спасибо! И вот уже утверждена программа на конец апреля. 22-го числа вечером, где-то с 7 до 9, где-то 2 часа будет петь Олег Медведев. 23-го будут петь Ольга Афраймович, Элеонора Крыжаева и Дмитрий Ружников. 24-го, в понедельник, и вообще по понедельникам будет перерыв.

А.Ф. Выходной! Далее, 25-го будет Саша Ощепков, присутствующий в студии.

А.О. 26-го будет Сергей Выборов и авторская группа "Перекрестки", 27-го - дуэт Дмитрий Нартов и Андрей Яковлев, 28-го Евгений Куменко и Владимир Браништи. 29-го в субботу программу будет готовить клуб самодеятельной песни Иркутска и 30-го в воскресенье - группа "Рыцарь лишенный наследства".

А.Ф. Бард-кафе расположено рядом со "Стратосферой". Это на улице Карла Маркса, в скверике за "Стратосферой" - кафе "Юля" бывшее.

А.О. Теперь это называется бард-кафе "Менестрель".

А.Ф. Ну а также в Иркутске намечается несколько концертов. В конце апреля пройдет концерт группы "Иван Шуйский" с Алексеем Туровым во главе...

А.О. Совместно с группой "Вересень".

А.Ф. Да, новая группа, еще никогда не слышал, но надеюсь, что будет очень интересно, не меньше, чем сам "Иван Шуйский".

А.О. Предположительно это пройдет 28-го в Институте Земной Коры.

А.Ф. И там же в Институте Земной Коры 5 мая пройдет концерт Олега Медведева и Хабаровского автора Андрея Земскова, который уже приезжал в конце декабря в Иркутск. Вот он снова между майскими праздниками будет у нас в гостях. Выпустил на днях новый компакт-диск. И видимо с Андреем Земсковым будет наша следующая передача, передача Творческой студии "Полнолуние", которая пройдет через 2 недели.

А.О. А о следующем четверге сейчас несколько слов скажет автор передачи Ольга Фомина.

О.Ф. В следующий четверг слушайте передачу об авторах 70-х. Больше пока ничего говорить не буду.

А.Ф. Сюрприз!

О.Ф. Авторы были и в 70-е, и хорошие авторы. Слушайте!

А.О. На этом мы с вами попрощаемся. До свидания!

А.Ф. Всего вам доброго! Счастливо!

О.Ф. До свидания!

А.Ф. А завершает передачу песня Елены Фроловой на стихи Иосифа Бродского.


"Проплывают облака" (Иосиф Бродский)