Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Чу-чхе Олега Медведева"

Вступление.

Дело было года два назад, когда мой хороший товарищ прислал мне мп3 файл с комментарием: «Тебе это понравится». Проницательность его не подвела – мне понравилось. Это была песня «Алые крылья» Олега Медведева. Так состоялось мое знакомство с творчеством этого матерого человечища. А года через полтора, когда я, стянул все песни Олега с сайта «Полнолуния», моя склеротичная память пополнилась десятком новых песен с пометкой «фавор», плохо отстроенная гитара была истерзана подбором этих песен, а соседи содрогнулись от приглушенных звуков, отдаленно напоминающих пение хомо сапиенса под аккомпанемент гитары.

Каждый воспринимает творчество какого-то автора по-своему. Это творчество, пронзая лучом многогранную призму субъективизма, раскладывается на мнения и впечатления, фракционируется на компоненты, каждый из которых неоспоримым ИМХО получает свою оценку, а затем все это вновь смешивается, но уже с проставленными рядом «плюсиками» и «минусиками», и сублимируется вовне каким-нибудь емкемим букво- или словосочетанием в качестве откровения. Например, «отстой!». Или, наоборот, «класс!». Но так или иначе, это мнение – крайне личное. Всегда. Потому фраза: «о вкусах не спорят» должна была быть нанесена на скрижали прямо перед заповедью «не убий». Поэтому все, что будет сказано ниже – мое и только мое! И даже автор не вправе меня осуждать за то, что я, возможно, слишком вольно интерпретировал его песни. Засим приступаю. Заранее прошу прощения за обильное цитирование, но лучше автора не скажешь, поэтому Медведева много.

Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
Мы яблочко-песню держали в зубах,
Ах песенку эту доныне хранит
Трава молодая - степной малахит.
1.

Чу-чхе. Это слово (а точнее словосочетание) в свое время дало название философско-политической доктрине бившегося за свою свободу героического корейского народа. Эта доктрина, по сути выжимка и отчасти компиляция марксистской философии для внутринационального применения, творчески развитая и адаптированная, стала идеологической основой освобождения и возрождения корейцев на северной трети корейского полуострова. Нанесенные на стеллу монумента «Идей Чу-Чхе» два иероглифа буквально означают «хозяин тела», а по сути своей «чу-чхе» означает принцип жизни – рассчитывая только на собственные силы. Человек сам хозяин себе, своей душе, своей жизни, сам строитель своего будущего. Он не рассчитывает ни на добрых царей , ни на богов. Он сам царь и бог.

Творчество Медведева как бы пропитано духом чу-чхе, духом человека-хозяина своей судьбы. Правда сам Олег упоминает то Окинаву, то камикадзе, то «бушидо». Но если кодекс самураев призывает из всех путей выбирать тот, который ведет к смерти, то чу-чхе призывает выбирать путь к жизни, к свободе, к победе. Человек, крайне преданный своему делу, не уповающий на чудо, кладущий себя на алтарь своего ремесла, и тем самым возвышающийся над обыденностью – вот герой песен Олега Медведева.

Выпадет шанс - и некто святой
Придет спасать твою душу.
Ты встанешь, схватишь его за грудки
И будешь трясти как грушу,
Ты скажешь: "Мне не надо спасительных слов.
Их своих у меня - как грязи.
Мне не надо ни стен, ни гвоздей, ни холстов,
Слышишь - дай мне канал связи!"
(«Марш небесных связистов»)
У Медведева потрясающая способность романтизировать обычные вещи. Обратить распространенную профессию в почти самую важную на свете, а простого человека – почти в волшебника или героя у Олега получается великолепно. Ну что может быть особенного в стезе связиста? Или электрика?

Да и у нас самих уж вот десятилетье как
Над всей Евразией померкло электричество.
Жива Евразия надеждой на электрика –
Слугу ея Континентального Величества.

Ты чувствуешь озон - это коронный разряд, храни этот запах
Пусть он поднимет тебя, когда в больничных дверях замрут твои эскулапы.
И скажет твой врач, снимая очки: "Картина ясна.
Диагноз - весна, диагноз - весна, диагноз - весна!"
(«Марш континентальных электриков»)

Не смотря на то, что репертуар автора широк – от незатейливого «Джимми» до философского «Маленького принца», от романтичного «Ирокеза» до аллегоричных «Карлсонов», многие его песни несут в себе торжество человека, перешагнувшего стереотипы современного общества ради принципов, ради сохранения человечестких качеств в себе, ради возрождения этих качеств в других людях, самоотверженно и бескомпромиссно.

И снова двенадцать унций в лицо летящего серебра,
Но надо опять вернуться, забыть на время, кем был вчера.
Но надо опять вернуться, когда вся ботва отойдет ко сну,
Чтобы не дать им скатиться в яму, чтобы не дать им пойти в отходы -
ты должен вернуть им свою луну.
(«Браво, парень!»)
Медведева волнует все, что его окружает. Он в курсе всего, что происходит в стране. Он достаточно эрудирован, начитан. Поэтому его песни далеко отстоят от типичной КСПшной бард-попсы. Несмотря на то, что Медведев признает авторскую песню, творчество его ближе к року – к Летову или Башлачеву. Песни его очень гармоничны – стихи не так впечатляют без музыки, а слушать его музыку, не вдумываясь в смысл стихов невозможно. Сплав нонконформизма и символизма порождает замечательные творческие решения, будоражащие мысль, заствляющие не просто думать, а думать нестереотипно, отрываясь от плоскости, вырываясь из колеи.

2.

Слово «элита» означает «лучшая часть». На деле современная российская «элита» представляет из себя по большей части быдло, поднявшееся на более высокую ступень потребления, бессмысленная, жрущая протоплазма, как назвал их Максим Калашников. Настоящая Элита – это те, кто первыми идут в бой, те, для кого долг, честь и совесть на первом месте, для кого ответственность – не предвыборный лозунг, а принцип жизни. Те, кто готовы пожертвовать собой ради других, а не другими ради себя – вот это элита.

А сегодня нам прививают ценности потребительского общества. Заработай, чтобы пожрать. Чем больше заработаешь, тем, соответственно, можешь и больше потребить. И пир во время чумы – в общем то нормальное дело для нашей «элиты». «После работыы схаадить фклууп, аттянуца, сняять диффченаак…» - такие рассуждения уже давно не редкость в молодежной среде. А еще многие мечтают «попасть в шоу-бизнес», стать певцами, актерами (особенно глядя на то, какую посредственность из себя представляет большое количество «звезд», такое желание неудивительно), быть на короткой ноге со знаменитостями, да и самим стать богатыми и знаменитыми, участвовать в светских раутах, копаться в шмотках и визажистах, давать интервью и советы всей стране как правильно жить, рассказывать о своих любимых рецептах, дабы любой бомж мог сварить себе на обед то же самое…

Медведев же отторгает этот образ жизни, эти ценности. Ночные клубы, ток-шоу, реклама, западные идеалы, навязчивая пропаганда христианства, нецензурщина и пошлость в искусстве и т.д. – негатив ко всему этому встречается во многих песнях.

Рясы и погон, кривые хари святых,
Буквы и экраны, скользкий ком правоты,
Катится повальная похабная хворь.
Праведное слово, как тифозная вошь -
Если ты согласен, значит ты не живешь,
Спорь, моя неверная религия, спорь!
(«Религия»)
В дебрях этих тусовок даже воздух стал ядовит.
Прилизанный демократ и обритый налысо кришнаит,
Слякоть выбравших «пепси», банкиры и хиппи в дурман-траве,
Поп, кадящий иприт, всепожирающая попсня
и сытые хряки на BMW.
И то, что ты стоишь в стороне - это уже хорошо
Жить по полной луне...
(«Браво, парень!»)
Апофеозом этого неприятия является, пожалуй, «Баллада о кроликах».

Молвил Банни: "Обрыдло быть этикеткой для голых задниц.
Нынче днем я зарезал всех, финку выправив на ремне,
Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец,
Я готов отправляться в путь, все, что нужно, уже при мне".
"В Калифорнии тишь да гладь", - мрачно вклинился Роджер-Кролик.
"В Голливуде и жизнь, и смерть - все - туфта, и даже небо там
Голубее, чем Элтон Джон и пошлей, чем рекламный ролик.
Даже если ведет нас черт, я пойду по его следам".
Обретение обществом новых «идеалов» сопровождается постепенным уходом поколения, выросшего на ревоюционной романтике, героизме Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Внучка солдата выбирает «пепси», а сам солдат – герой ушедших времен, и рад бы в клинки, но уже стар и немощен. И кажется, что все безвозвратно потеряно.

Однако, есть надежда, что сделанное солдатом не пропало даром, выпавшая из зубов «яблочко»-песня лежит в степных ковылях, дожидаясь того, кто ее поднимет как флаг и, вынув клинки, кинется в бой на новую «элиту», новых хозяев и палачей России. Пока не поздно.

И в этом корни надежды, источник верного знанья,
Что Билли Гейтс не канает супротив Че Гевары,
Что скоро новых мальчишек разбудят новые песни,
Поднимут новые крылья, алые крылья.
(«Алые Крылья»)
Людей, готовых сразиться со «смрадными бесами» сегодня мало. Пропаганда показывает их то как анахронизм, то как «дурацкую рать». Эрнесто Гевара, отказавшийся от поста министра ради продолжения революционной борьбы, вообще превратился в бессмысленный символ, образ, который наносят на одежду. История его борьбы утонула в кипах красных футболок на рынках и абсолютно безыдейных фильмах о молодости и любви будующего героя кубинской революции. Но у Олега Медведева есть свой образ, пусть полумифический, зато очень яркий.

Итак. Жил такой человек в Иркутске – Алеха Боханский. И неважно, что он из себя представлял на самом деле, важно то, что из него сделал Олег Медведев.

Был Алеха Боханский силен на корню,
Был Алеха грамоте учен сызмальства,
Повергая в трепет всю кондовую родню,
Знал Алеха разные мудреные слова.

А в восемнадцать звякнула на пальце чека,
Смутным ветром разнесло войну по степям,
Где Алеха Боханский гонял Колчака,
Начиналось Эльдорадо.

С той поры уж восемьдесят лет, почитай.
В Забайкалье помнят до сих пор старики,
Как Семенов драпал от Алехи в Китай,
Словно клоп постельный от карающей руки.

Делу время, и Леха рассчитался с войной.
Из столицы главный комиссар в кожане
Вез для Лехи орден и наган именной:
"Где тут, Леха? Позовите Леху ко мне!"

Нету Лехи - нету ни его, ни коня,
Лишь записка шашкою приколота к стене,
В ней две строчки: "Братцы, не ищите меня.
Я в Эльдорадо, в Эльдорадо".

А в Эльдорадо сельву умывает роса,
Брезжет утро, солнышко встает над горой,
Герильерос радостно палят в небеса,
Едет Леха, едет пролетарский герой.

И ни прибавить, ни убавить.

Заключение.

Где начинается путь в страну счастья? Там, где человек начинает за это счастье бороться. Кто станет Элитой, кто пойдет вперед и поведет за собой людей? Тот, кто не ищет счастья для себя и готов отказаться от благ, кто согласится всецело отдать себя исполнению долга перед страной, став рыцарем «Ордена меченосцев», кто не ждет чуда и верит в свои силы, кто гордится своим народом и собой как частью этого народа, кто выбрал свои судьбу и мечту сам, и ни за что от них не откажется. Как Че Гевара, или Леха Боханский. И имя ему будет – Коммунист, Человек Чу-Чхе.

(опубликовано в ЖЖ http://pal-gun.livejournal.com)