Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

"Творческая cтудия "Полнолуние":
застой или кризис среднего возраста?"

Есть мнение, что творческая студия "Полнолуние" переживает распад: мол, уходят талантливые люди (в частности, Крыжаева и Афраймович), а новые авторы не появляются, аудитория творческой студии не пополняется - на концертах все те же лица, что и пять лет назад. И вообще, как-то "застойно" в "Полнолунии", невесело... Людям со стороны трудно судить о том, что происходит внутри одного из самых интересных творческих коллективов Иркутска. Однако последний концерт, прошедший 10 октября в Институте Земной коры, убеждает, что застоем в "Полнолунии" даже близко не пахнет. Более того, студия входит в пору зрелости. А в этом возрасте без кризисов, как известно, не обходится.

"Пробным камнем" для "Полнолуния" стало выступление на концерте молодого автора-исполнителя Максима Кузикова. Его песни (юмористические, стебовые, веселые, бесшабашные) явно выбивались из стилистики "Полнолуния", не дотягивая по качеству текстов и музыкальному оформлению, зато выгодно отличаясь именно молодостью, свежестью и непохожестью - по контрасту с лирически-исповедальными авторами (Ощепков, Ружников, иногда Медведев и другие). После концерта на сайте "Полнолуния" развернулась оживленная дискуссия об этом авторе. Один из отцов-основателей, идеолог раннего "Полнолуния" Александр Ощепков достаточно прохладно оценил выступление новичка. Впрочем, он имел на это право: одно из завоеваний "Полнолуния", существующего аж с 1995 года, - требовательное отношение к качеству творческих "продуктов". С годами "полнолуневцы" научились, как говорится в народе, "фильтровать лажу". Откровенно слабые вещи (а у какого автора их не бывает?) просто не доходят до широкой аудитории. А потому легкомысленные песенки Кузикова были восприняты в "Полнолунии" неоднозначно.

Зато о новой "полнолуневской" даме - Анне Климашевской - никто из дискутирующих и словом не обмолвился. Возможно, потому, что как автор-исполнитель она себя еще никак не проявила (точнее, проявила себя только как исполнитель). На концерте выступила с чужими песнями, и впечатление о ней стерли более яркие последующие исполнители.

Впрочем, концерт - это всегда вершина айсберга. А в основании его лежит повседневность - работа, увлечения, встречи, творчество - одним словом, жизнь.

"ПОЛНОЛУНИЕ": ИДЕОЛОГИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Изначально творческая студия сложилась как коллектив нескольких авторов, имеющих схожие взгляды на жизнь, творчество и окружающий мир. Философия идейного братства - в том, что мир не заканчивается там, где кончаются материальные вещи. Существует множество реальностей, подобно тому, как алмаз имеет множество граней. Из многовариантности бытия вытекает и особая роль человека - надматериальная, духовная, творческая. Впрочем, подробнее об этом - на сайте "Полнолуния". Кстати, название это некогда придумал Александр Ощепков. "В некоторых культах считается, что Солнце управляет сердцем человека, а Луна - умом, - говорит Александр Ощепков. - А полнолуние - это такой идеальный момент, когда разум (Луна) в наибольшей степени озарен светом сердца (Солнца). Отсюда название нашей творческой студии".

ДРУЗЬЯ И ОППОНЕНТЫ
За годы существования вокруг творческой студии "Полнолуния" сложился круг почитателей, а также оппонентов. В друзьях (кроме благодарных слушателей) - коллеги из других городов. В частности, знаменитый российский автор-исполнитель Владимир Ланцберг и чуть менее известный (но тоже очень интересный) Земсков. Ланцбергу, например, до того понравилось творчество иркутских авторов-исполнителей (а точнее, поющих поэтов), что он решил выучить по несколько песен каждого "полнолуневца". А Земсков по нескольку раз в год приезжает в Иркутск из родного Хабаровска, чтобы дать концерты и пообщаться с друзьями.

Ну а в оппонентах - Иркутский клуб самодеятельной песни. Когда-то он был достаточно популярен, имел немалую аудиторию. Но с годами его затмила более творческая и молодая студия "Полнолуние". Говорят, КСПшники достаточно консервативны - предпочитают исполнять бардовскую классику и практически не поют своих песен. Судить об их творчестве лично мне достаточно сложно - ни одного из КСПшников я не слышала. Ребята из "Полнолуния" неоднократно пытались наладить контакт с Иркутским КСП однако по разным причинам, совместные выступления срывались. Впрочем, это неудивительно - слишком разные миры представляют эти объединения.

К сожалению, у "Полнолуния" пока не сложились творческие отношения с представителями иных музыкальных направлений. Традиционно исполнители классики, джаза, почитатели сложной инструментальной музыки несколько свысока смотрят на бардовскую песню - мол, слишко простенько-примитивненько звучат у них гитары, а что касается текстов песен (а для "Полнолуния" это - главное!), для профессиональных музыкантов это по-прежнему вторично. Для рок-музыкантов барды - наивные лирики без драйва. Хотя русский рок всегда тяготел к хорошим песенным текстам.

РАБОТА И УВЛЕЧЕНИЯ, ИЛИ ВСЁ ВМЕСТЕ?
Нельзя однозначно сказать, что для "полнолуневцев" работа - лишь средство зарабатывания денег, а главное в жизни - песни. Для некоторых такое мнение безусловно применительно. Другие с удовольствием отдаются любимому делу (например, Филатов и Ружников серьезно занимаются наукой), умело сочетая это с участием в бардовском движении.

А вот в увлечениях "Полнолуние" достаточно многообразно. Ощепков, кроме того, что пишет и исполняет песни, организует всякие мероприятия творческой студии, общается с прессой, очень неплохо рисует. Его иллюстрациями оформлены аудиокассеты и компакты некоторых друзей по "Полнолунию". Например, альбом Олега Медведева "Таблетки от счастья". Еще одно его хобби - горы. Дима Ружников увлекается астрономией (это при том, что имеет высшее историческое образование). Олег Медведев невероятно много знает о змеях и даже может назвать их на латыни. Руслан Бажин (об этом незаурядном человеке в "Полнолунии" до сих пор говорят как о живом, несмотря на то, что его уже больше года нет на земле) писал стихи, рассказы, эссе, песни. Выборов тоже пишет рассказы и стихи. В этом году он поступил в Литинститут в Москве.

ПЛАНЫ НА БЛИЗКОЕ И ОЧЕНЬ БЛИЗКОЕ БУДУЩЕЕ
Авторская песня (как и всякая другая) нуждается в аудитории. "Полнолунию" жизненно необходимо выходить из узкого мирка иркутских концертных площадок. Нужны гастрольные поездки, живое общение, расширение горизонта. Увы, пока более-менее регулярно на гастроли ездит лишь Олег Медведев - самый популярный из "полнолуневцев" автор-исполнитель. В позапрошлом году он по приглашению клуба ролевых игр из Казани (и при их финансовой помощи) совершил большое гастрольное турне по городам России. Нынче в ноябре он снова побывает с концертами в Москве и Казани - в рамках Конвента фантастики и ролевых игр "Зиланткон-2002". Выезды остальных "полнолуневцев" пока упираются в финансовые проблемы. Однако виртуальная реальность позволяет им частично преодолеть географическую изоляцию и прийти к слушателям из других городов через Интернет. Сайт "Полнолуния", кстати - один из самых лучших в Иркутской области. Недавно он занял 3 место среди иркутских веб-сайтов на конкурсе "Золотой бабр".

Теперь "Полнолуние" издается на компакт-дисках. По словам Ощепкова, тираж компактов пока невелик - не дотягивает даже до 500 экземпляров. Народ предпочитает покупать аудиокассеты. "Считаю, что каких-то сверхусилий по "раскрутке" музыки "Полнолуния" прилагать не надо - распространение песен должно идти естественным путем, само собой", - говорит Ощепков.

Вероятно, знаменитых бардовских фестивалей на станции Дачная теперь не будет (во всяком случае, в будущем году). Александр Ощепков не без горечи рассказывает, что на организаторов этого большого мероприятия (а в этом качестве последние годы выступает именно "Полнолуние") одни "шишки" валятся. В вину ставится все: бардак на фестивальной поляне, драки и прочие неприятности. "Надоело! Приезжает огромная пьяная толпа, требует пива и зрелищ, потом уезжает, оставив после себя хаос. Непонятно, кому это надо", - сетует Ощепков. Сделать так, чтобы на фестиваль приезжали люди, которые действительно любят бардовскую песню, невозможно - какие могут быть фильтры в такой ситуации? Кстати, фестивали на Дачной имеют двадцатилетнюю историю. Еще предшественники "Полнолуния" - клуб самодеятельной песни - занимались проведением фестивалей на Олхе. И проблемы у них были те же самые, что и у "Полнолуния". И так же, в конце концов, они отказались от этой тяжкой ноши. Молодая творческая студия "Полнолуние", до поры не ведая о "подводных камнях" этого мероприятия, приняла эстафету от КСП, однако события повторились. Интересно, кто же будет следующим организатором фестивалей на Дачной? Ведь народ из Иркутска, Ангарска, Шелехова уже привык ездить в июне на бардовский форум... А свято место, как известно, пусто не бывает.

В нынешнем году "полнолуневцы" попробовали подойти к организации фестиваля с другой стороны - решили сделать его: более камерным, что ли. Собрались в Тальцах на один день, исполнили свои песни при относительно небольшой аудитории (около 300 человек) и разъехались. Зато никаких тебе проблем с уборкой территории и недовольными милиционерами. Кстати, работникам Тальцинского музея мини-фестиваль бардов пришелся по душе, так что не исключено, что будущим летом они снова предоставят свою территорию под фестивальную площадку.

"Полнолуние" на ближайшее время определилось с закрытыми концертными площадками для регулярных выступлений - это актовый зал Института земной коры и областная школа искусств, расположенная на ул. Желябова, 9. Концерты будут проходить два раза в месяц по очереди на каждой площадке. Ближайший (первый большой сольный концерт Олега Медведева в Иркутске) пройдет 25 октября в школе искусств. Раньше Олег выступал или вместе с другими авторами, или на маленькой площадке в кафе "Менестрель" и "Живой звук".

Между прочим, узнать о том, где и когда пройдет очередной концерт "Полнолуния" отныне можно по телефону. Достаточно набрать номер справочной 009, и вам выдадут всю интересующую информацию.

В планах творческой студии - издание книги Руслана Бажина, в которую войдут его стихи, песни, рассказы, эссе. Книга практически готова к печати. Осталось найти деньги на ее издание. Еще "Полнолуние" мечтает о своем маленьком документальном фильме. "Мы хотим записать видеокассету, чтобы туда вошли куски концертных выступлений, архивные записи, отрывки из интервью, монологи-рассуждения о чем-то главном для нас", - поделился планами Ощепков. Кроме того, у творческого союза назрела необходимость в выпуске сборного компакт-диска, куда бы вошли новые песни всех авторов "Полнолуния". Возможно, такой диск появится уже месяца через два-три.

Маргарита ПЕТРОВА (газета "Честное Слово")