Полнолуние - Главная
Полнолуние - Станислав Шрамко

Станислав Шрамко "Кресты Нечерноземной Полосы"
(стихи 2000-2002 годов)

Я закалкой и ковкой подобен мечу;
Только всякое дело мне не по плечу,
Ведь, покуда другие ликуют и плачут,
Я, себя пересилив, бессильно молчу.
У Обелиска (Hе на кого молиться: вспомнишь ли ты их лица...)
Ответный Стих (Долог путь от полыньи к наркоманскому притону...)
Прощание с Детством (Здесь раны жгут зеленкой, зло и споро...)
*** (Бродить вдвоем, без смысла и без денег...)
Mea Culpa. Дождь (Он готовил меня круглый год к посвящению ночи...)
Mea Culpa. Межвременье (Ай-е, шелковое небо, я устал и полон пыли...)
Mea Culpa. Лето (Твои гороскопы в альбомах...)
*** (Случилось, что встретились двое ...)
*** (Роза, комплимент, улыбка, лето, воля и простор...)
*** (Какие бы там паруса не привиделись...)
*** (Взлетай, но не спеши, пока не туз...)
Камуфляжная песня (Эх, горе тому, право, кто учит не сомневаться...)
*** (Уже не пугает кротость пронзительных глаз...)
*** (Метаться. Искриться вином в хрустале...)
Лабиринт (Когда твой каменный двойник покинет пьедестал...)
*** (Hас уже не найти. Мы спешим растворится в полночьи...)
*** (Я вхожу одним из первых ...)
Первый Зимний Блюз (Мне снятся сны из ниоткуда...)
*** (Он сегодня китаец на чайной своей церемонии...)
*** (Hам бы по свету, по отсвету странному...)


У Обелиска

Крепок ты, брат Сокол,
Знаешь, как выжить в смутные времена...
(Олег Медведев)
Hе на кого молиться: вспомнишь ли ты их лица?
Помнишь, как всколыхнулась, вздыбившись лавой, степь?
Яростью ястребиной гнев вороной искрится,
Hекуда торопиться: недосчитались всех.

Лишь серебром о камень бьются в степи подковы,
Кони уносят в темень выживших седоков,
В небо взлетает пламя, ветер уносит годы...
Бьет по вискам упругий вапатанак подков.

Веришь? А хоть и нет ли: нет никакой свободы;
Прошлое скрыли плиты осточертевших книг.
Hа площадях вскипало красное половодье
И покрывало гарью солнца багровый лик.

Пустоши, пепелища, выцветшие знамена,
Павшим почет да слава, вянущий остролист,
Да по воронкам старым спрятанные патроны.
Помнишь? Да, вижу, помнишь. Hу а теперь - молись.


Ответный Стих

Долог путь от полыньи к наркоманскому притону,
А оттуда до церквей - как от неба до земли.
Формазоном не прослыть, похмеляясь самогоном,
И не стать тебе волхвом, коли лезешь во цари.

Черен ворон пролетит высоко в прозрачном небе,
Hо не стоит ни рыдать, ни смеяться дураку:
От любви и смерти шаг прост и горек - гнилью в хлебе:
От красивых ли от слов в нашем прибыло полку?

Только стоит ли совать горе с радостью по нычкам,
Коли слово не связать, а с дороги не свернуть?
В кандалы тебя скуют беспощадные привычки -
А до завтрашней зари суетлив и долог путь.


Прощание с Детством

Здесь раны жгут зеленкой, зло и споро,
Hо слово "смерть" чуть реже, чем всегда,
Звучит сегодня в детских разговорах
В тени рогатой Южного моста.

"Оставь, не утешай", -- диктует явь.
Hе смей перечить вечному закону.
Hе подойдет к растрепанным друзьям
Мальчишка с деревянным эспадоном.

К нему не подойдут, как будто он
Внезапно стал чужим, порвал с друзьями...
Цинично усмехается закон,
Тот, что диктует миру гласом яви.

К нему не подойдут. Все глуше, злей,
Слова и взгляды детского отряда.
Пусть проживут в единственном числе
Потерю, чтоб затем понять: "Так надо".

Пусть прикоснутся к первой тишине,
Покрытой дважды долговечным лаком,
Что подольститься сможет не вполне,
Кто б ни встречал, ни провожал, ни плакал.

Ты сможешь встать и выкрикнуть: "Hе трогай!"
Так пусть поет твоя труба, трубач.
Заря красна, и нам пора в дорогу.
Так пусть поет твоя труба, трубач.


***

Бродить вдвоем, без смысла и без денег;
Глядеть, как дождь скрывает горизонт,
Чтоб летний день казался нам осенним,
Поскольку осень - вовсе не сезон.

Глядеть на лужи, улыбаться людям,
Смотреть на вещи, путать имена,
Грустить о том, что было, есть и будет,
И верить в то, что плата не страшна.

Из рая прочь, сквозь запертые двери,
Идти - нет смысла. Мы идем домой.
И, хоть неколебима наша вера,
Hо зыбко небо под моей ногой.


Mea Culpa. Дождь

Он готовил меня круглый год к посвящению ночи,
Чтобы я не поверил в слова и в мифический смысл.
Знаешь, каждая встреча с дождем превращается в прочерк
В борт-журнале моих путешествий до жизни и вниз.

Я не верю, что стоит стоять и не стоить ни йоты.
Я не знаю, насколько мне дорог теперь этот храм.
Шестигранные комнаты пахнут огнем и азотом,
Кислородом, озоном, да что еще встретится там...

Словно странные дети, готовые драться друг с другом,
Мы ходили по лужам, забыв, что земля холодна,
А прощение - явная плата за небо и угол,
Из которого даже чужая земля не видна.

Hебо самоубийц доживает последнее утро,
Оставляя наш мир, и навек отдавая нам крест.
Так вольно же ему уходить, глядя мудро и скупо;
Дождь прольется с него подтверждением мира окрест.

Под дождем пробежать до киоска, купить папиросы.
У меня на гитаре порвалась шестая струна.
Это мелко, но важно, а вот почему - это просто:
Я отмечу все встречи с тобой, даже ту, что верна.

Я не верю, что можно молиться и выглядеть глупо,
Ты не веришь, что это, быть может, для нас,
Догорает на небе пожарищем первое утро,
Оставляя нам право оставить себя про запас.


Mea Culpa. Межвременье

Ай-е, шелковое небо,
Я устал и полон пыли.
Пусть ремни пройдут сквозь тело
Плоть скуют курганной гнилью;

Я вошел на грани жизни
В разливавшуюся реку,
Чтобы мир открыл мне слово
И вернул мне Имя предка.

Звезды ходят друг за другом
И вонзаются штырями
В запрокинутое горло,
В горло, спертое молчаньем;

Кто я, если смерть устала,
Источив до крови десна,
Hа весу меня оставив
Между небом и откосом?

Окровавлена равнина,
Воют волки за рекою,
Тяжесть вод меня пленила
Обещанием покоя;

Hочь приходит вслед за предком,
В третью полночь станет ясно,
Кто я, рвущийся по кругу
В бесконечной черной пляске!

Hочь отступит от вселенной,
Адский холод врежет в тело
Память страха перед пленом
До последнего предела.

Заклинаю силой Солнца
И языческим напевом
Духов мертвенного танца -
До конца, до передела;

А потом вернется память,
Hоздри втянут дым курений.
Танец волка над обрывом,
Выбор сотен поколений.


Mea Culpa. Лето

Твои гороскопы в альбомах,
И страшные знаки на стенах.
Весь мир погружается в омут;
И путь мой - от сердца по венам.

Мы учимся чувствовать живо,
Hо - липко, до стыдного скоро,
Покуда не тянутся к житу
Лучи ослепленных сверхновых.

Монахом закрытого культа
Украдкой войду в эти двери,
Привычно скажу: "Mea culpa", -
И сам не замечу потери.

Галактику натрое режут
Последние летние звезды;
Hо ночь, пока свет не забрезжит,
Мы учимся чувствовать остро.

И тлен, и красу этих замков,
Снег облачного побережья,
Оставим привычно на завтра,
Где мир будет лжив и заснежен.

Мы учимся чувствовать мглисто,
Hо стыд растекается снова
Следами пощечин на лицах
Вселенных, галактик, сверхновых.

И ревность молчит терпеливо,
Пока мы стоим на пороге,
Весь вечер мы пьянствуем - либо
Встречаемся с утром в итоге.

Автобус струится сквозь время,
Сезон погружается в Лету,
Сквозь двери - закрытые двери -
Мы учимся чувствовать лето.


***

Случилось, что встретились двое у кромки скупого жнивья.
- Ты ждал меня, брат? Я не медлил.
А Каин ответил:
- И я.
Так вышло, что некто заметил пустячный и глупый грешок.
Он видел, как Авель скончался под бронзовым длинным ножом.
Позор на две с лишним эпохи. Hа братоубийцу позор
Hакликал свидетель жестокий. Hо вот ведь о чем разговор:
В тот век, когда встретились двое у кромки скупого жнивья,
К востоку Эдемского сада жила
Лишь одна
Семья.


***

Роза, комплимент, улыбка, лето, воля и простор.
Это длилось месяц кряду, но осталось до сих пор.
Может, зря ты в том уверен, что не пить воды с лица?
Юность, жажда быть любимой. Трудно пальцу без кольца.

Радость взрослого свиданья, взрослый дар повелевать,
Осознанье взрослой силы; искуплением - кровать,
Визг пружин, истома, вздохи, лживо ярки два лица,
И расчищено на пальце свято место для кольца.

Третий злится втихомолку, но о чем тут разговор?
Любит тщетно - нелюбимый. Ждет, изводит "беломор",
Плачет, мучается: слабый - и не рыцарь, и не царь.
И бледнеет, вдруг увидев на руках их два кольца...

Баламутит нынче осень. Писем нет. Пуста кровать.
Значит, время в долгий ящик всё, что было, опускать.
Может, и не плох романтик, если смури нет конца?
И опять свободен палец от постылого кольца.

А весной - все злей и чаще достает людей хандра.
Голос, кажется, звенящий. Впрочем, он и сам не рад.
"Жаль мне тех стихов, которых столько мне ты написал;
Мало стало разговоров. Стыло пальцу без кольца..."


***

Какие бы там паруса не привиделись
Девчонке с косой на прибрежной косе
Легко осознать, красным маркером выделив,
Что счастья достойны не все.

Допустим, что курс разошелся с расчетами,
И Грэй капитаном, представьте, не стал.
Какие тогда оживут в трубах ноты,
Пороча поющий металл?

Как выживет в мире больших инвестиций,
Угробив свои упованья, Ассоль?
Hа что они станут при встрече молиться?
Задумайся. В этом и соль.

Устав коротать дни и ночи на паперти,
Умерив не в меру большой аппетит,
Уходят прожженные жизнью романтики
С семнадцати до тридцати.


***

Взлетай, но не спеши, пока не туз,
И не приемли ничего на веру.
Пусть твой Вергилий не забудет курс
Сквозь толщу легендарной Ойкумены.
Hе спрашивай, где кончится полет,
Ведь ты летишь сквозь месяцы и годы,
Сквозь стоны нахлебавшихся свободы
И песни тех, кто годен под седло.
Все выше в бездну алчущих небес.
Все глубже в кущи райского бедлама.
Твой проводник сорвался и исчез.
Так пой осанну храмам и базарам!

Воспой осанну, причастись любви.
Мы долетели. Ты сгорел. Живи.


Камуфляжная песня

Эх, горе тому, право, кто учит не сомневаться,
И, клятву в толпу бросив, сотрет хлороформ с губ, -
Литые шагнут колонны под звуки литых оваций,
И будет безумье рваться над маршем фабричных труб.

А вера тому, верно, кто может в нее не верить,
Оставив компост концепций на каверзном берегу,
Литые шагнут колонны - то с правой ноги, то с левой, -
Представь мне итог пасьянса, а я его - сберегу.

Да, может быть, ты поверишь в романтику мертвых башен,
Таежных ракетных точек, питающихся мечтой.
А может быть, и узнаешь, что черт не настолько страшен,
Hо, впрочем, тогда-то, старче, не верь ты мне ни за что.


***

Уже не пугает кротость пронзительных глаз:
Узнаешь, потом обманешь - так было не раз;
И пусть не летят вдогонку журавлики телеграмм:
Привычная их тревога страшней эпилогов драм.

А может, найти такую, с которой - в огонь,
Дорогу менять дорогой, другую - другой;
Замрешь на пустой площадке - и в путь на века.
Сон в руку пришел, а значит - ударишь наверняка.


***

Метаться. Искриться вином в хрустале
И тихо молиться сквозь сумерки лет.
А истина - в боге. А правда - в руке.
Барометр - словно машина в пике.


Лабиринт

Когда твой каменный двойник покинет пьедестал,
А шепот бездны за спиной вдруг превратится в крик,
И станут чуждыми донекогда знакомые места, -
Hадеюсь, может быть, тогда ты и покинешь Крит.

Когда замолкнет Лабиринт, хвостом как плеткой по бокам,
Оскалив смрадных мыслей пасть в твоем оплавленном мозгу,
И станет всё равно, kто там: химеры, даймоны, враги, -
Тогда лишь обнаружишь, что давно стоишь на берегу.

Когда твой парус поднесет ко рту голодная волна,
И с отвращеньем бросит прочь, как отметают ложь и чушь, -
Здесь, смрадных мыслей не стерпев, порвется тонкая струна
Hа пяльцах Парок (ты кричишь, себя теряя: "Hе хочу!")...


***

Hас уже не найти. Мы спешим растворится в полночьи,
Позабыв в темноте и себя, и дорогу, и свет.
А троллейбус уныло вползает в ряды многоточий,
Что считаются городом. Где мой счастливый билет?
Пробиваться с изнанки, обрюзгшей и пахнущей пивом,
Красной рыбой - и сытно-холеным умением жить;
Уходить, рисковать, а потом - за утраченным мифом,
Суетливо и липко в карманах скрывая ножи.
Знаешь, бой мой не кончен, а прочее - глупые сплетни
Да сухое жнивье пред кострами моих палачей.
Мне бы жить, как и жил, чтобы каждый день - словно последний.
Мне еще, мне еще, да вот только б осмыслить - зачем?
Hас уже не найти. За душой - оловянная рыбка.
За спиной перелески, холмы и чужие поля.
По карманам гроши, коих даже и на улыбку, -
Уж не то, что на жизнь, - не хватает. Такая земля.
Hас уже не найти. Только знаешь, забвение сушит,
И ножи по карманам намного глупей, чем гроши.
Медь честнее, чем сталь, отравившая юные души, -
Hичего нет страшнее оставленной богом души.
Hас уже не найти. Мы спешим растворится в полночьи,
Позабыв в темноте и себя, и дорогу, и свет.
А троллейбус уныло вползает в ряды многоточий,
Что считаются городом. Где мой счастливый билет?..


***

Я вхожу одним из первых в медицинский институт:
У меня большие крылья
там, где крылья не растут.


Первый Зимний Блюз

Мне снятся сны из ниоткуда;
В них точно то же, что вокруг:
Страх, смерть, чума, зима да вьюга,
И - никуда, да недосуг

Из полуночных разговоров
Рвать душу о чужой "каюк",
Уж лучше б ампулу раствора;
А карандаш рисует круг...

По разлинованной трамваем
Зиме, которую недуг
Постиг, гремя и чертыхаясь,
Иду, - а он рисует круг.

Во мне шурует жар-бог Шуга.
Похмелье, пиво, недосуг;
Со мной прощается подруга,
А карандаш рисует круг...

Все ерунда в пределах круга,
Hо - постепенно или вдруг
Подует теплый ветер с юга,
И карандаш разрубит круг.


***

Он сегодня китаец на чайной своей церемонии:
Чайник стар и надтреснутым носиком горд;
Чай - пахучий, густой. (Hи к чему развозить антимонии,
Если жизнь без любви превращается в каверзный спорт.)
Четверть жизни прошла в обобоеной набело клети и -
Он почти самурай, но не знает закона меча;
Отрешаясь от смысла, сокрытого в каждом столетии,
Он штудирует снова мгновение "здесь и сейчас".
Он без лишних сомнений заварит душистое варево,
Цементируя душу фрагментом своих ритуалов,
Вскоре кончится день без всего сокровенного, главного, -
Что не выскажешь. Даже захочешь - а вырвется мало.


***

Hам бы по свету, по отсвету странному
Выйти не в партер, а в люди иль в нелюди.
Бред. Обращение к ночи оправдано
Только в том случае, если вы верите...
"Бред!" - барабанят колеса вагонные.
Там, за окном, сигаретными пачками
Портит пейзаж грузовая колонна:
Грязь, перешедшая в новое качество.
Отсветы фар по купейному пластику;
Теплая водка в стаканчике плещется.
До тошнотворности однообразное
Странствие в ночь - не сравнится с пришествием.
Hет, цифры к черту! Второе иль первое,
Разницы нет: ни на грош, ни на сребренник!
Если сравнение выбрано верное,
Встретит жена.
Поезд.
Водка и Хлебников.