Полнолуние - Главная
Полнолуние - Александр Ощепков

Приглашение в путешествие

Могут нам сказать: "Пришли они напрасно".
Пусть они не будут пришедшими напрасно.
Мы оставляем это как наследство для тебя,
Проделав, что могли, все дальше - для тебя.
Запомни: это труд, что был поручен нам.
Запомни: суждено опять встречаться нам.
(Песня дервишей)

Привыкший к путешествиям рано или поздно устает удивляться. Риск становится нормой, расставание - прелюдией новой встречи, а за каждым испытанием видится нечто небывалое (но уже принимаемое как само собой разумеющееся)... что-то вроде потайной дверцы в каморке папы Карло. Не удивляясь чудесам, никогда не перестаю удивляться одному (не-чуду) - отказу от путешествий.

Я приглашаю Вас в путешествие. Я не шучу. Речь идет не о литературе (точнее - через нее и дальше нее). Поезда, самолеты и прочие средства передвижения не понадобятся. Достаточно воображения, готовности видеть равно приятное и неприятное для себя и ... Страха. Страха остаться. Без этого - главного - гонителя и подстрекателя нам не угнаться за нашим проводником, Александром Ощепковым. И мне будет бесконечно жаль, если мы не успеем (а сколько их - отставших и потерявшихся!)

В новую страну, что располагается рядом,
В новую страну, где всегда открыты ворота,
Свет ее церквей видится несуетным взглядом,
Синева дорог там не для ходьбы - для полета.
Заглянувший в нее никогда не излечится от ностальгии. Возможно, это врожденное - болезнь Крови, болезнь Сердца. Издревле знавшие ее называли - Тоской по Дому...

Понимание Слова во все времена так изощренно искажалось и запутывалось, что, не выходя из сердца и не доходя до другого, почти любая речь преобразовывалась в некий продукт питания для гурманов литературы. Поверхностная игра слов, несодержательное, зато цветистое красноречие и даже шокирующая пошлость (для любителей "остренького", а то и "с душком") и прочие вредные для пищеварения блюда портили аппетит к жизни, вероятно, и некоторым древним грекам, и некоторым из нас с вами. Предлагаю провести маленький литературный пост для чистки мозгов от умственных шлаков. Запутавшиеся в словах - не расслышат Слова. Отдельно - литература. Отдельно - религия (это даже модно). Отдельно - песня (опять-таки за столом, хорошо сочетается с прочими видами пищи). Отдельно - жизнь. И смерть. И любовь. Бессознательное состояние разъединенной - на несущественные, не оживающие друг без друга части - целостности:

Каждый в плену у своих
Снов.
Каждый укрыл мишурой
Суть,
Чтобы из клетки пустых
Слов
Часом не выйти на свой
Путь.
Путь у каждого - свой, единственный. Но есть ряд общих примет. И есть те, для кого найти путь для других - не менее важно, чем для себя родимого. И без первого не будет второго. Принявший ответственность на себя за других - сознательно и бесповоротно, всей своей целостностью, становится участником событий непостижимого нами отсюда масштаба... Но у ближайшего окружения, как правило, часто вызывает насмешливую улыбку, а то и подозрения в шизофрении -

У тех, кому и не слышна
Война, идущая за них...
А таких - большинство. Подводное царство, плотностью его среды задавлен не один водолаз-проводник...

Свет проникает едва в этот сумрачный мир
Временами,
Если какой водолаз пробуравит звездой
Плоть волны.
И рассыпается красками, пением лир,
Письменами
Взрыв одинокой звезды, удушенной водой
Глубины.
И все же - что может остановить его, "тонущего на помощь" с непонятным упрямством и надеждой спасателя, ищущего задыхающегося на дне, с наивностью барда, уверенного, что песня его нужна кому-то как воздух!

План погружения в кошмар глубоководных стихий...
Вокруг кипят буруны...
Банален метод консервации озона в стихи
Под звон обычной струны.
Каждое осознанное движение очнувшегося на дне встречает сопротивление толщ воды. Куда проще расслабиться и опять уснуть. Но проводника гонит двойной страх - страх остаться и страх оставить - тех, за кого он в ответе.

Успеть, во что бы то ни стало успеть понять что-то очень важное, без чего невозможен следующий шаг. Успеть сказать кому-то точное, доходящее до сердца слово. Успеть совершить нечто твое и только твое, вне накатанных схем и установленных (кем?) требований. Неизлечимая и бесконечно долгая лихорадка - бред видящего свою мечту рядом - всегда ускользающую, мука осознающего свое отставание:

Как гром, спешащий за молнией,
Как свет, летящий за звездами,
Как звук, догоняющий выстрел,
бегу за своим настоящим.
Лихорадка, незнакомая застывшему в отмирающих кораллах прошлого, ставшему памятником самому себе. Неминуемо превращающая жизнь "больного" в незаметную снаружи, но настоящую и небезопасную войну.

У несравненных любителей побороться с самими собой, у альпинистов, часто спрашивают праздно-любопытные: "Что вы там делаете, в этих горах? Ну, шли-шли, дошли до вершины, сели. А дальше-то что? Попили водки и вниз?"

Нужна ли на вершине водка для веселья... А вы когда-нибудь дышали этим воздухом? Воздухом победы, доставшейся тяжко, но и отмеренной щедрой рукой - тому, кто шел, полностью осознавая свой риск, мизерное количество шансов на успех, ловящему неуловимое, догоняющему непостижимое (разумеется, я не о спорте), готовому принять неудачу - с благодарностью путника: ему ведь даровано очень много - его дорога, его песня, его борьба...

Конечно, стоит нашему герою, захмелев от нежданной удачи, потерять осторожность, как чей-то увесистый кулак (чей?) прилетит ему в лоб, и покатится он кубарем вниз. К сожалению, в этой войне необходимо не только умение и рвение лезть вверх, но и хладнокровие при вынужденном спуске.

И все же, накрепко запомнив краткий миг настоящего бытия, состояние существа, освободившегося от ограничений своей шкуры (своего "я"), с тем большим упорством будет чудак искать способы сдирать эту шкуру снова и снова, и в период своего ученичества поведение его со стороны выглядит комично и несколько печально, как гонки собаки за собственным хвостом, к которому привязана консервная банка...

Ради Бога прости - я врал,
Говорил красивые речи...
Это ведь не мифический персонаж, всесильный и неуязвимый. Просто человек, со всем его неутоленным стремлением к счастью.

Эти песни - всего только поиски счастья,
Это крик, это - "SOS", сексуальный призыв,
Это только надежда на чье-то участье,
Это шифр приглашенья на взлет и на взрыв.
Но - "на взлет и на взрыв". Приглашение к путешествию без гарантии счастливого финала вроде благополучной и тихой жизни в уютном домике, долгой, богатой и со смертью в один день...

Пламя сражалось
против возложенья надежд,
И построенья
планов на счастливые дни.
Речка трудилась
над плетеньем новых одежд,
Ветры шептали:
главное - огонь сохрани!
Вот она - разница между "его" счастьем и тем, от которого придется отказаться, иллюзорным, несуществующим уже - как прошлогодний снег, дорог ли он? Право, он уже давно растаял. Не жертвы своему богу-огню приносит путник. Его "жертвоприношение" - маленькое, но постоянное и неутомимое усилие к вниманию и пониманию. Его маленький каждодневный подвиг - попытка пройти дистанцию с открытыми глазами и неостывающим сердцем.

Вряд ли кто-то отправится в дорогу без коробки спичек в кармане. Нам понадобится нечто более магическое и незаменимое (да что там - пресловутый коробок - только символ) - огонь сердца. Распугивающий чудовищ страха и сомнения, растворяющий усталость, согревающий в отчаянии, освещающий путь... Случается так: черпающий в светлом изначальном источнике и полный сострадания, приходит на Землю новый Данко, и горящее сердце его ведет за собой... какая разница - одного, двух, тысячу?

И замерзающие словно боятся костра,
Сон и покой - мрачный предвестник конца.
Но полыхай, мой Восток, огненным ветром с утра,
Мне от тебя не отвести бы лица.
Я приглашаю Вас в путешествие, трудное и полное открытий - за самим собой - настоящим. В путешествие, раздвигающее границы и связующее в одно целое разъединенные и тоскующие друг без друга (как по Дому?) части. Я приглашаю Вас Домой.

И пусть песни Александра Ощепкова, не становясь предметом суждений гурманов (поскольку в пищу литературоедам и блудословам - не годятся), помогут... какая разница - одному, двум, тысяче? - найти вход в заповедную страну, возможно, она совсем близко, за холстом с нарисованной похлебкой в Вашей каморке...

Ольга Афраймович