Полнолуние - Главная Полнолуние - Олег Медведев Полнолуние - "Увези нас, Пегас!"
|
Давно это было, ох как давно.
Теперь мне уже не пятнадцать. Да, совсем не пятнадцать.
Часто я сижу вечерами на веранде своего маленького дома и смотрю на закат. Я люблю закаты.
Осенние, зимние, весенние, летние. В каждом есть свои краски, каждый рассказывает о своем.
Вот так я сижу и жду. Закаты так же, как люди, все разные. Многие закаты я помню, как лица
знакомых. Например, тот закат, когда я пришел впервые к Бланшарам. Он был темно-желтый, а
небо над головой фиолетовое. Да, я хорошо это помню.
Или закат в тот последний вечер. На западе перекрещивались золотые и красные стрелы. Все
кругом было красное. Он до сих пор еще светится в моих глазах, этот закат.
Чего я достиг в жизни? Не очень многого. И так сказать, я ничего не достиг, но ведь ничего
мне и не было нужно.
С двенадцати лет я бродяжничал. И если вспомнить то, что было, когда я встретился с Моррисом,
то ведь так оно шло и дальше. Всю жизнь я бродил и что-то искал, искал. Нет, упаси меня боже,
я не хотел копить деньги, покупать свиней и сажать капусту. Ведь это делали все другие. Не
знаю, кто уж мне вбил это в голову, но больше всего я любил таинственные вещи.
Взять ту же историю с Пегасом. Или с Белым Дымком. Я хоть и спорил со многими, но тайно верил,
что все это правда. Во мне всегда сидела особая пружина, и эта пружина толкала к необычным
поступкам.
Кто, например, заставил меня сбежать из дома богатого дядюшки и все детство, а потом и юность
провести на опасных дорогах Америки?
В доме дядюшки ко мне относились совсем не плохо. Я попал туда малолеткой, когда, заразившись
тифом, умерли мать и отец. Дядюшка дал мне хорошее воспитание. Приставил ко мне гувернера,
учил языкам, музыке, танцам и надеялся, что я сменю его у конторки торговой фирмы.
Но ничего такого из меня не вышло.
Другой бы на моем месте, даже сбежав, хвастался иногда, что у него есть богатый дядюшка. Но
я это скрывал. Дядюшка дал объявление в газетах и назначил несколько тысяч долларов награды
тому, кто поможет меня отыскать. Он описал все мои приметы и добавил, что я хорошо говорю
по-французски, а кроме того, играю на нескольких инструментах.
Вот почему я таился. Только иногда не мог сдержаться и до сих пор еще помню, как удивил Мари
игрой на флейте.
На все, что случилось со мной в Гедеоне, я смотрю теперь, как в подзорную трубу. Все это
далеко-далеко. Правда, нет-нет да и сжимается сердце. Быть может, Гедеон — лучшая страница
в моей жизни.
Когда Моррис вытолкнул меня из будки, я упал на ветку сосны. Плавно так меня качнуло. Я даже
сознание не потерял. Взрывом «Пегаса» и «Страшилы» меня шибануло куда крепче.
Но и тут я остался цел. Встал на ноги и вернулся к тропе. Через несколько часов я настиг Дэна
с неграми, и еще через два дня мы перевалили Красный Каньон, и тут нас ждали парни с
«подземки».
Вот так и было. Все газеты Юга судачили о случае в Красном Каньоне. Но скоро началась война.
Север победил Юг, рабство исчезло с земли Черной Розы.
А что же я? Все так же бродяжничал. Там же на Юге я решил записывать истории, которые негры
рассказывают вечерами. Я помнил некоторые сказки дядюшки Парижа, а еще много сказок мне
рассказали другие.
Все эти мистеры Лисы и мистеры Кролики, мистеры Филины и Козодои, кукурузные мальчишки и
табачные бродяжки — все они стали моими лучшими друзьями.
Я написал про них несколько книжек и некоторые издал. На это и жил. Но по правде сказать,
мог бы обойтись и без денег за книжки. Много ли мне надо? Всегда найдется хозяин, у которого
можно подработать.
Вечерами я сидел и разговаривал со своими друзьями. Если бы кто послушал, решил бы, что я
сумасшедший. Действительно, сидит человек и вслух отвечает: «Да, да, мистер Кролик». Или:
«Нет, вы неправы, мистер Лис».
Но я-то знаю, с кем говорю. Они не забывают меня. Нет, не забывают. Мистер Лис совсем постарел,
вся голова седая. Но он такой же глупый и чванливый, а мистер Кролик все надувает его.
Мистер Кролик отпустил брюшко и ходит теперь не иначе как в цилиндре. Он нажил целую плантацию
и повесил над ней полосатый звездный флаг.
— Я всегда был противником рабства, — говорит мистер Кролик.
— А помните вы Смоляного Малыша, мистер Кролик? — спрашиваю я.
— Это кто же? — говорит мистер Кролик и закуривает сигару.
— Да тот, кого вы с мистером Лисом вместо себя хозяину Тутовому Лбу подсунули, а потом он его
застрелил?
— Ну-ну, — говорит мистер Кролик. — Это еще неизвестно, кто кого подсунул. Сдается, это вы
с вашим приятелем виноваты.
— Вы-то всегда отвертитесь, мистер Кролик, — говорю я.
— Тем и живы, — отвечает он.
— Разбойник, — говорит ему мистер Лис. — Когда только я с тобой разделаюсь? Похоже, просто
сверну тебе шею.
— Ну-ну, — говорит мистер Кролик. — Сейчас это не так просто. Вы не у себя на Юге, мистер
Лис. Обратитесь лучше к моему адвокату...
Кривой Початок и Чихни-Понюхай реже заходят. Повзрослели, конечно, но мало изменились. Все
бедокурят. Там украдут, там разобьют, там освищут. Я все их увещеваю.
— Так скучно ведь, — объясняет Кривой Початок. — Небоскреб, что ли, поджечь?
— Он не горит, — говорю я.
— А вот и посмотрим. Тащи солому!
Пробовали поджечь. Но говорил же им, не горит. Во всяком случае, от пучка соломы. Только и
всего, что посадили их в кутузку и штраф назначили с каждого по тысяче долларов. А где их
взять? Нет у них ничего. Требовали уплаты с меня. Но нет у меня двух тысяч долларов. Да и
почему я должен платить за парней?
— Потому что, — отвечают мне, — потому что, мистер такой-то такой-то, это ваши ребята. Никто,
кроме вас, их не знает. Так что платите.
Пробовал занять у мистера Филина. Тот один глаз открыл и сказал:
— Где это видано, где это слыхано? Я еще раз объяснил, что прошу взаймы две тысячи долларов.
Он второй глаз открыл и говорит:
— Просто невиданно и неслыханно.
Боже ты мой! И у мистера Козодоя просил, и у мистера Дятла, и у братца Опоссума, и у братца
Быка. Фырчат, отговариваются. Тоже мне друзья.
А кончилось тем, что посадили нас всех в кутузку вместе с Кривым Початком и Чихни-Понюхай.
Потом на суд повели, зачитали приговор. Так и так, целый обнаружен звериный заговор против
мистера Небоскреба. Кривой Початок и Чихни-Понюхай только исполнители. Всех приговорить!
Всех и приговорили. К разному там, я уж не помню. Мне, во всяком случае, больше всех досталось.
Ох, нелегко жить теперь, нелегко...
Мистер Козодой на все это глазами сверкнул да как гаркнет:
— Кувык-тррр!
Понимай, как хочешь...
Наведался я в Черную Розу, побывал в Гедеоне. Но много лет прошло, очень много. Что осталось
от Гедеона? А почти ничего не осталось.
Когда Север воевал с Югом, городу сильно досталось. То ли припомнили северяне гедеонский
конвент, то ли военная была необходимость, но били по Гедеону из пушек и весь развалили,
сожгли.
Что ж, рабство ведь запретили. Чем Гедеону жить? Так и не оправился после войны. Мало-помалу
разъехались последние жители. Город остался в развалинах, буйная зелень выбралась на улицы и
скрасила запустение.
Долго бродил я по мертвому городу. Все вспоминал. Вот здесь стоял Капитолий. По этому
большому квадрату земли, заваленному битым кирпичом и заросшему низким говорили, говорили
друг другу...
Вот станция. Ржавые рельсы. Еще сохранились остовы складов, но вокзала под черепичной крышей
уже нет. Что ж, почти полвека прошло.
Мало что осталось в Гедеоне, но дом Бланшаров еще стоял. Вернее, часть дома. Его фасад,
выходящий в сад сплошной галереей. Я бродил по его комнатам без потолков. Я угадал оранжевую
гостиную, я посидел на галерее в потемневшем соломенном кресле.
Где обитатели «Аркольского дуба»? Я ничего не знал о них. Только однажды прочел случайно в
парижской газете, что виконтесса де Орвильи изъявила желание рассказать читателям о жизни
своего славного деда, героя французских войн генерала Сижисмона Бланшара. О, она стала уже
виконтессой, моя Мари.
Я вышел в сад и долго стоял в прохладной тени сто-летних дубов. Они могучи, эти создания
природы. Они все знают. Они видели нас молодых. На этом дубе я спал так много лет назад, у
этого я слышал разговор Морриса с Хетти. Мне кажется, я и сейчас слышу его.
— Хочешь, я все время буду носить тебя на руках? — шепчет он.
— Нет, нет, Моррис, я боюсь.
— Какая у тебя рука холодная.
— А у тебя сердце бьется. Я слышу, как оно бьется.
— Пускай бьется. Не вырывай руку.
— Моррис, зачем...
— Дай мне руку. Дай. Какая холодная. Хочешь, я все время буду держать твою руку и она не будет
холодная?
— Хочу, Моррис. Я бы так любила тебя, Моррис.
— И я, и я, Хетти. Только бы вместе быть.
— Мы всегда будем вместе, Моррис?
— Всегда, всегда, Хетти. Она уже теплая, твоя рука.
— Ох, Моррис, как хорошо...
Они шепчутся, не обращая на меня никакого внимания. Я подхожу и смотрю на них. И слезы текут
по моему лицу. Я срываю какой-то цветок и вытираю слезы цветком. На лице моем остается
блаженный аромат прошлых дней.
Потом я снова иду на станцию. Я смотрю на рельсы и стараюсь вообразить на них колеса нашего
паровоза. Вот он летит, вовсю работая медными штоками, украшая себя клубами дыма, фонтаном
пара, и все мы, счастливые, молодые, выглядываем из его готических окон, обрамленных сверкающей
медью.
О, Пегас! Где же ты, славный скакун? Закидываю голову и смотрю в небо. Я жду тебя, жду всю
жизнь. Увези нас, Пегас...
Дома при свете лампы я читаю книги. Есть у меня небольшой том «Народные баллады американского
Юга». Я часто раскрываю его на разделе «Рельсовые баллады». Здесь я нахожу страницу, заложенную
сухим листочком из сада Бланшаров, и все читаю, читаю. Почитайте и вы.
Жили-были на белом свете
мальчик Моррис и девочка Хетти.
Ох, как друг друга любили,
только недолго они прожили.Пожили, значит, немножко.
Она была хромоножка,
а Моррис, другое дело,
был машинистом смелым.Его паровоз назывался «Пегас»,
на пиках давал по семьдесят в час,
на шесть голосов у него гудок,
такой бы и мне голосок.Однажды Моррис, придумал тоже,
решил спасти чернокожих,
он всех посадил на свой паровоз
и в день распродажи увез.А Хетти? Хетти, конечно, с ним,
зачем расставаться им?
Они так друг друга любили,
что поровну все делили.Но следом помчался «Страшила»,
не паровоз, громила,
черный как дьявол и злой,
дым из него метлой.Мчатся они по просторам,
дорога уходит в горы,
но кончился, кончился путь,
некуда больше свернуть.И Моррис сказал: «Бегите, ребята,
я вас спасу, поверну обратно».
А Хетти? Хетти, конечно, с ним,
зачем расставаться им?И дернул он реверс правой рукой,
а Хетти обнял левой рукой,
помчался навстречу «Страшиле»,
навстречу своей могиле.Ох, как он Хетти к себе прижал,
«Люблю тебя, Хетти», — сказал.
«И я тебя, Моррис, — сказала она,
и буду тебе до смерти верна».
И тут раздается — трах-тарарах!
Все рассыпается в прах.
Два паровоза всмятку,
такие дела, ребятки.Эту историю мне рассказал
Филин, который все знал.
Мистеру Филину тысяча лет,
вам от него привет.