Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
Андрей, в начале нашего разговора расскажи немного о себе
По Зодиаку я - Телец, год - Обезъяны. Родился в Комсомольке-на-Амуре, на Дзёмгах. До школы
воспитывался природой, как Маугли, - жил на даче у бабушки. Несколько раз ездил с бабушкой
на ее родину под Вятку - Кировская область, Кикнурский район, старинное русское село Кресты.
В десять лет перебрался с родителями в Хабаровск, где и живу по сей день. Со школой никаких
хороших воспоминаний не связано. Я был троечником и после восьмого класса ушел в ПТУ, окончил
которое со специальностью "печатник" и даже некоторое время работал в типографии. Два года
служил в Бурятии под Улан-Удэ в доблестных войсках стройбата - в глухой сосновой тайге,
километров двадцать от поселка Заиграево. Попал туда довольно удачно, так что об армии
вспоминаю тепло. Там, кстати, мне показали первые аккорды на гитаре, и первые песенки у
меня там появились. Это были лирические зарисовки, шутки,- сейчас от них ничего не осталось.
После армии учился в Хабаровском педагогическом ВУЗе на филфаке, ушел с третьего курса по
причине несварения мозгов. Примкнул к славному "поколению дворников и сторожей": работал
сторожем, писал песенки на ночных дежурствах. Песня "Месяц взвился в небо ятаганом...", без
которой у меня теперь ни один концерт не обходится, была написана на дежурстве. "Злобная
рассказка" полностью вышла из того времени. Два года был безработным, немного занимался
публицистикой: делал радиопередачи, писал в газету о людях моего круга - дальневосточных
авторах. Сейчас работаю на заводе - как и все, почти бесплатно.
У тебя есть заветная мечта?
Моя мечта – быть хорошо оплачиваемым бродячим музыкантом. Ну, не бродячим – переезжим,
скажем. Я больше всего на свете люблю путешествовать, а это, к сожалению, удается не часто.
Хочется повидать мир и при этом попеть людям песен: "чтобы ночью скорый поезд, утром -
встреча на вокзале, днем - знакомство с новым городом, а вечером - концерт".
Мне кажется, старт к осуществлению этой мечты уже дан: ты стал участником двух первых
российских бард-автопробегов.
Да, причем такая творческая акция – бард-автопробег – проведена впервые за всю историю
существования авторской песни. И проведена у нас. Готовил его творческий молодежный фонд
"Приморские Струны" (Владивосток) под руководством небезызвестного Сергея Булгакова. Первый
автопробег состоялся в октябре 1998 года. За неделю путешествия от Владивостока до Хабаровска
мы дали пятнадцать концертов по городам и весям Приморья и стали просто одной семьей. Люди
принимали нас с душевностью необыкновенной. Кроме наших местных авторов и исполнителей в
автопробеге участвовал известнейший московский автор Леонид Сергеев. Мы все очень подружились
с Лёней, - он оказался замечательным человеком, абсолютно "своим". Было много песен, забавных
историй, случаев. Впоследствии Сергеев еще раз прилетал во Владивосток: вместе с братьями
Мищуками они дали великолепный концерт. А в июне 1999 года "Приморские Струны" организовали
второй бард-автопробег – на этот раз по побережью Приморья, с юга на север, от Владивостока
до Тернея. И я нигде еще не видел такой красивой природы, как там! По пути в Лазо мы переезжали
высокий перевал, там туман лежит прямо на земле, горные речки шумят… Нам, горожанам, такое и
не снилось.
Путешествия влияют на творчество?
Безусловно! Я вообще песенки на ходу пишу: когда иду куда-нибудь или в автобусе еду, в поезде.
Поезда люблю очень – с детства.
Сколько всего песен ты написал?
За сотню уже перевалило. Но, во-первых, это песни, написанные с 1991 года, поскольку от ранних,
ученических, так сказать, песенок я постарался избавиться. А во-вторых, это – не считая стихов,
просто стихов без музыки. Для меня писание песен и писание стихов – вещи равнозначные.
Но издать сборник стихов, наверное, труднее, чем записать кассету песен?
Конечно, труднее. Сейчас у нас как бы свобода слова, и книжку может издать любой человек,
имеющий средства. Но откуда возьмутся средства на издание у вечно нищего поэта или писателя?
Поэтому в большинстве случаев сейчас печатаются графоманы, способные взять за горло
какого-нибудь спонсора. А по их книжонкам люди вынуждены судить об уровне современной
литературы. Аналогичная ситуация с песнями: кто сегодня на нашей эстраде? Попса. Поэтому
огромный пласт русской культуры сегодня снова в андерграунде. Я не призываю, конечно, слушать
только рок-н-ролл или авторскую песню. Но и поголовная попса, льющаяся, как говорил Тальков,
изо всех электронагревательных приборов, - это чересчур.
Правда, что однажды тебя пытались принять в Союз писателей?
Да, года два назад хабаровское отделение Союза приняло меня в кандидаты, но мою кандидатуру –
единственную из всех принимаемых – не утвердила Москва: оказалось недостаточно одной книжки,
а вторую напечатать так и не удалось. Я в Хабаровске существую как бы на правах этакого
диссидента: и Союз писателей-пенсионеров, и все остальные делают вид, что меня вообще не
существует.
Как у тебя обстоит дело с изданием стихов и записью песен?
В 1995 году хабаровская писательская организация издала мой первый сборничек стихов "Ветер"
тиражом 500 экземпляров, которые тут же разлетелись по рукам. Второй сборник "Бездорожье"
вот уже три года лежит, готовый к печати, но когда будет издан – Бог знает. Так же в рукописи
готов сборник песен, но это – скорее для себя. А вот книжку стихов бы издать!.. С записью
песен несколько проще. В последнее время есть возможность изредка работать в студии (может
быть, не так часто, как хотелось бы), худо-бедно записывать песенки. За три года я записал
под плохонькую гитарку шесть 45-минутных магнитоальбомов: "Беспредельная Весна", "Веселая
Ночь", "Почти Вертикально", "Провинциальные Песни", "Севера" и "Колокольное Дерево". "С
маленькой помощью друзей", как говаривали битлы, записал свой первый компакт-диск. Кроме того,
давно хочу попробовать себя в качестве исполнителя и записать альбом песен дальневосточных
и сибирских авторов. Называться он будет "Оборванный Мир", поскольку и географически, и
материально, и духовно Восток России – это оборванный мир, совершенно отдельный – как листок,
упавший с дерева. В альбом войдут песни О.Левковской, Д.Вялкова, Е.Елизарьевой, А.Пилипенко
и других.
Но, насколько я знаю, это будет уже не первая твоя исполнительская работа. К 60-летию
Владимира Высоцкого был записан магнитоальбом его песен – не без твоего участия.
Всё началось с того, что 25 января 1998 года, в день юбилея Высоцкого, мы с прекрасной
исполнительницей авторской песни, хабаровчанкой Ириной Балашовой сыграли в Далькиноцентре
спектакль "Всё не так, ребята!.." по стихам и песням Владимира Семеновича. И уже по следам
этого спектакля записали альбом "Поклон Высоцкому". Эта работа не была случайной, поскольку
для меня Высоцкий – больше, чем актер и поэт, - это Личность. Когда-то благодаря ему я взял
в руки гитару. А этот альбом состоялся благодаря уникальному голосу Ирины Балашовой. Ира,
кстати, тоже участвовала в обоих автопробегах. В июньском пробеге мы побывали у единственного
в Приморье памятника Высоцкому возле села Беневское. Строгая стела, как бы вырастающая из
скалы, - очень достойный памятник.
Кроме Высоцкого, кто из авторов тебе творчески близок?
Навскидку я назвал бы Галича, Визбора, Башлачева, Б.Г., Янку Дягилеву, Шевчука, Митяева,
Розенбаума. Мне интересны многие талантливые авторы самых разных направлений, я не зашорен
в этом плане. Могу сегодня слушать Ланцберга, а завтра Цоя, без проблем. Поэтому у меня так
много посылок, посвящений, стилизаций. Мне нравится писать посвящения хорошим людям. Если уж
говорить о близких мне по творчеству людях, не могу не упомянуть о своих любимых поэтах –
Есенин, Чичибабин, Бродский. Из прозаиков – Шукшин, Булгаков, Веллер.
Андрей, ты регулярно участвуешь в дальневосточных фестивалях авторской песни, неоднократно
был лауреатом. Расскажи об этих фестивалях.
На бард-фестивали я езжу с 1990 года. Прежде всего – ради общения с друзьями, с духовно
близкими мне людьми. На Дальнем Востоке существует четыре основных фестиваля. Фестиваль в
Арсеньеве традиционно туристический: лес, костры, палатки. Находкинский "Берег Грина"
отличается гостеприимностью. К тому же Находка сама по себе – очень красивый город.
Межрегиональный фестиваль "Приморские Струны", проходящий во Владивостоке на Шаморе, -
крупнейший в Восточной России. Наконец, наш хабаровский фестиваль-конкурс "Амурские Волны" -
довольно скромный, домашний.
Почему же, несмотря на свое многолетнее участие в бард-сейшенах, ты недолюбливаешь слово
"бард" по отношению к себе?
Видишь ли, это слово у многих ассоциируется с КСП, со старыми костровыми песнями. Для меня
в самом определении "самодеятельная песня" есть нечто унизительное. Его ведь придумали
комсомольцы в те еще годы, дабы отделить бардов от "профессионалов" эстрады. Я себя никогда
не считал "каэспешником", никогда не пел хором у костра "то, что все знают". Я всегда
интуитивно стремился к синтезу авторской песни, рок-н-ролла, фольклора и чистой поэзии.
В последних твоих песнях чаще стали появляться политические мотивы. Неужели ты считаешь
нужным тратиться на "злободневные" темы?
Я всегда был аполитичным человеком, но сегодня политика лезет в нашу жизнь отовсюду, -
следовательно, и в творчество тоже. Невозможно остаться равнодушным, видя, как тебя
грабит твое государство, как издевается над голодным нищим народом "прослойка" зажиревших
воров-коммерсантов, как правительство бросает необученных пацанов под пули очередных
разборок. Поэтому, например, когда началась бойня в Чечне, я написал песню "Беспредельная
Весна". Важно написать так, чтобы эта вещь не стала однодневкой. Но вообще в последнее
время у меня и лирики много, - значит, не всё потеряно!
Ты – верующий человек?
Ну, вообще-то я верю в то, что ТАМ кто-то есть, иначе в жизни не было бы такой хорошо
выстроенной цепи закономерных случайностей… Я, скорее всего, - крещеный язычник. Дорога,
лес, река – это мой храм.
У тебя есть свой девиз?
Нет, ничего определенного… Вот творческая позиция наиболее ясно выражена в строчках: "Моя
кровь есть во всем, что когда-либо мной было спето, - и не стоит искать в этих песнях чего-то
еще…" Может быть, это можно назвать девизом.
Вениамин Кутуров