Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
За последние полгода я уже устал объяснять людям, что такое "Полнолуние" – не то полнолуние, когда ясный лик луны не омрачен тенью нашей планеты, а творческая студия "Полнолуние" – объединение авторов стихов и песен. Кстати, многие люди почему-то чаще употребляют название "творческая мастерская". Наверное, это определение даже больше подходит к "Полнолунию" – мастерская ассоциируется с творчеством, точнее сказать, с сотворением, чем и занимаются все те, кого относят к "Полнолунию".
В последнее время я наблюдаю интересное явление – у многих людей вдруг неожиданно проснулся интерес к авторской песне. Я не берусь судить, почему и отчего. Но факт, как говориться, налицо. Если в прошлом году на весенних концертах "Полнолуния" в зале Института Земной Коры без труда можно было найти себе свободное место, и даже не одно, то на недавнем концерте, посвященном двухлетию "Полнолуния", в буквальном смысле слова было "негде яблоку упасть". Видели ли вы когда-нибудь людей, приходящих на концерт с рюкзаками прямо с электрички, или "толкинистов", которые явились сюда прямо с тренировки – с мечами, щитами и прочим снаряжением? И это даже несмотря на то, что организаторы отказались от благотворительных концертов и добросовестно сдирали с благодарных слушателей по 15 рублей.
Перед тем, как вы будете читать дальше, хотелось бы сделать небольшое отступление. Дело в том, что эта статья – своего рода эксперимент. Как пишется обычная статья в газету, журнал или другой печатный орган? Автор садится за компьютер (пишущую машинку, лист бумаги) и излагает свои мысли по тому или иному поводу. После этого статья отдается в печать, и... все. Автор уже не властен над своим произведением. Даже если его взгляды на данную проблему со временем изменились, он уже ничего не сможет исправить в том, что написано и напечатано. Как говориться, "что написано пером...". Единственный выход в данной ситуации - написать что-то новое. Я же в данной статье хочу воспользоваться преимуществом представления информации в электронном виде – на экране ваших компьютеров. Дело в том, что такой способ имеет одно интересное свойство – динамичность. Простой пример – www-страница. Посмотрите на любую страничку в Internet, – практически все они постоянно меняются, обновляются... То же самое я хочу сотворить и с этой статьей. Начав с некой основы – костяка - эта статья, я надеюсь, постепенно будет обрастать "мясом", изменяться, как изменяется человек со временем. Я надеюсь, что те, кто сейчас читает эту статью, помогут мне в этом. Я даже готов превратить ее в "поле боевых действий", где будут сталкиваться различные точки зрения. Главное – не молчите. Высказывайте все, что вы думаете. О том, как со мной связаться, вы сможете узнать в конце данного текста. А за основу я намерен взять тот самый концерт, посвященный двухлетию творческой студии "Полнолуние", который прошел 18 апреля в помещении Института Земной Коры.
Да, и еще. Достаточно часто обычное описание концерта будет прерываться моими комментариями, касающимися исполнителей. Первое, о чем я хочу предупредить – это то, что все, что будет сказано ниже – это пока только мое личное восприятие всего увиденного и услышанного. Вполне естественно, что оно может не совпадать с вашим. Я не претендую на абсолютную правоту своих взглядов, поэтому с удовольствием выслушаю все ваши точки зрения. Второе – это не в коем случае не критическая статья. Для этого у "Полнолуния" есть собственный критик...
Итак, начнем рассказ. Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь и начинайте представлять... Переполненный зал ИЗК, несколько горящих свечей на краю сцены. И вот на сцене (а если быть более точным, перед ней) появляется главное лицо вечера – "официальный представлятель" творческой студии "Полнолуние" Сергей Шмидт. Почему главное? Потому, что он появлялся на сцене за весь вечер больше, чем все исполнители. Я не буду повторять всего того, что "личный критик" "Полнолуния" сказал в этот вечер, хотя бы потому, что, даже если я буду слово в слово повторять сказанные им слова, то в моем изложении они обретут уже совсем другую окраску. Впрочем, я увлекся...
Я думаю, надо все-таки немного рассказать о таком явлении, как "Полнолуние", для тех, кто уж совсем ничего не слышал. Как сказано на главной страничке творческой студии – это "объединение иркутских поэтов и авторов песен". Это песни, которые нельзя отнести ни к категории традиционной авторской песни, ни к року, ни к каким другим жанрам и направлениям. Вообще, по-моему, уже давно пора дать этому направлению свое название - что-нибудь типа "Современная АП". Потому что термин "авторская песня" у большинства ассоциируется либо с поколением бардов – таких, как Визбор, Берковский, Ким, или с нынешними так называемыми "авторами-исполнителями", такими как Иващенко и Васильев, Мищуки и т.д. Эти песни не принадлежат ни к той, ни к другой категории... Впрочем, я оставлю этот вопрос на ваше усмотрение, а пока вернусь к концерту.
Первым на сцену вышел, как и следовало, наверное, ожидать, "живой классик – абсолютно живой и почти классик" (по определению Сергея Шмидта) - Олег Медведев. Как предсказывал Шмидт еще в 1998 году (как давно это было), песни Медведева "обречены на успех". Подтверждений тому – уйма. Когда я спрашивал своих знакомых, как они попали на этот концерт, они отвечали: "Мы пришли на Медведева". Я сам стал невольным свидетелем роста его популярности. Люди на всей территории нашей необъятной Родины до дыр затирали кассеты Медведева, которые и днем и ночью крутились у них в плеерах – часто это была пятая или даже десятая копия с оригинала... Так почему же песни Медведева так привлекают людей к себе? Дать ответ на этот вопрос достаточно сложно. Наверное, мнения разных людей по этому поводу будут совершенно непохожи одно на другое.
Надо сказать, что мое отношение к песням Медведева очень неоднозначно. С одной стороны – это, безусловно, гениальные тексты и музыка. В этих песнях, как в математических формулах, нет ничего лишнего. Наполнены они каким-то великим духом. Иногда возникает такое чувство, как будто стоишь перед руинами какого-нибудь древнего сооружения, и теряешься от сознания того, как велики были те люди, которые могли это сотворить. С другой стороны, у меня его песни вызывают какое-то ощущение неестественности – слишком уж в них все идеально.
Какой-то обреченностью веет от всех песен Олега. Создается такое ощущение, что они написаны человеком, который потерял веру. Веру во все - в жизнь, в любовь, в человека. Это чувство дополняется тем, что в последнее время на сцене Олег появляется один. Я уже привык видеть его на сцене вместе с Романом Стрельченко и Элеонорой Крыжаевой... Эти люди вносили в песни Медведева какую-то новую эмоциональную окраску, вкладывали в исполнение что-то свое. А на этом концерте Олег выглядел как одинокий волк, который, несмотря на всю несправедливость этого мира, продолжает петь свои песни.
После Медведева сцена была передана в нежные женские руки. На сцене появилась Ольга Афраймович и, о чудо, та самая Элеонора Крыжаева. Когда после концерта я спросил одного человека, который был здесь первый раз, кто ему больше понравился – Медведев или Ощепков, он честно сказал – Ольга. И действительно, увлекшись двумя этими "гигантами", мы как-то не обращаем внимания на то прекрасное, что находится рядом. Надо сказать, что голос Элеоноры – чистый и светлый – придал песням Ольги совершенно новую окраску. Они и слушаться стали по-другому. Можно сказать, что я открыл для себя нового автора. Особенно мне понравились новые песни Ольги, которые она представила как произведения по мотивам сказок Андерсена.
После этого случилось еще одно знаменательное событие, которого лично я ждал уже очень давно: гитара переместилась от Ольги в руки Элеоноры Крыжаевой, и она запела... свои песни. "Я половинный автор", – призналась Элеонора, – "пишу только музыку". Не смотря на это, стихи Марины Цветаевой так органично легли на ее музыку, что, казалось, эти стихи никогда не существовали сами по себе. Надо сказать, что эти песни очень отличаются от Ольгиных. Песни Элеоноры более энергичные, я бы даже сказал – энергетические.
Еще одно достаточно интересное явление на своде "Полнолуния" - Сергей Выборов. Этого исполнителя многие склонны считать приверженцем именно классической АП. Действительно, его песни не изобилуют обилием каких-то таинственных образов, музыкальных изысков. Но в этом в то же время и кроется их особенность. Мне сложно сказать что-либо об этом авторе, потому что, к стыду своему, с его творчеством я очень мало знаком. Сергей Выборов все время остается в тени "Полнолуния". Например, если все остальные авторы за двухгодовой период успели записать по крайней мере по одной кассете и выпустить по одному сборнику песен, то песни Сергея Выборова можно найти лишь на нескольких сборниках "Полнолуния".
Как только ни обозвал Сергей Шмидт Александра Ощепкова. И "отец – основатель", и "духовный наставник", и "материальный базис"... Чтобы не быть уличенным в предрасположенности к какому-то одному автору, сразу оговорюсь – я люблю песни Ощепкова. Надо сказать, что я пришел к этим песням не сразу. Долгое время я их просто не понимал. Я слушал Медведева, восхищался его песнями, а в это время Ощепков оставался где-то в стороне, недоступный моему пониманию. А потом я, сам не зная почему, вдруг начал слушать его песни.
На сцене Александр Ощепков появился, как и Медведев, один. Надо сказать, что Александр всегда, насколько я помню, исполняет свои песни в одиночестве. Хотя было несколько концертов, где эта "традиция" нарушалась – например, "экспериментальный" концерт осенью прошлого года, где Александр Ощепков играл вместе с Антоном Чайковским (солистом группы "Все пропало"). Мне тогда показалось, что электрогитара Антона просто забивает песню. Даже не забивает, запинывает ее в дальний угол. Нет, я ничего не имею против электричества. Просто, по-моему, песни Ощепкова могут исполнять только те люди, которым эти песни действительно близки. Близки по духу, по восприятию. Впрочем, в одиночестве Александра я вижу здесь другую причину, нежели в одиночестве Олега. Если Олег своим одиночеством противопоставляет себя миру, то у Александра просто песни такие – не предназначенные для хорового исполнения.
"Они не грустные", - сказал он, - "Просто они...". "...Не веселые", - продолжил я про себя. Действительно, если внимательно послушать эти песни, можно убедиться, что все они написаны в минорной тональности (в основном в ре-миноре). Почему? Мне кажется, что грусть – это более естественное состояние человека, нежели радость. Вообще, проявление буйной радости для человека несколько неестественно. Даже любовь – это скорее грустное чувство. Не зря же существует выражение "светлая грусть".
После Александра на сцене появились две женщины, представленные как авторская группа "Перекресток". Правда, сами они попросили называть себя во множественном числе - "Перекрестки". Эта группа состоит из трех женщин, одна из которых не появляется на сцене, а занимается только написанием песен. Группа существует всего полгода, и придерживается классического исполнения песен в два голоса. Конечно, звучит это очень красиво.
Вслед за женщинами на сцене появились "осколки" (или, как выразилась Элеонора, "отпрыски") группы "Скитай – город", о которой речь пойдет чуть ниже – Роман Стрельченко, Элеонора Крыжаева и Александр Щукин. С самого начала выступления их преследовали сплошные неполадки. Сначала категорически отказалась выполнять свою функцию электрогитара. Замена электрогитары на акустическую гитару мало что дала. Поэтому Александра Щукина, как это ни печально, практически не было слышно. Три раза "осколки" пытались начать одну песню, и каждый раз она прерывалась после первого куплета из-за технических неполадок. Но, тем не менее, впечатление от песен и от их исполнения осталось хорошее. Надо сказать, что мне вообще очень нравиться исполнение песен дуэтом "Роман и Элеонора". Первый раз я услышал их вместе в прошлом году на фестивале авторской песни на станции "Дачная". Но тогда они пели чужие песни. В этот же раз исполнялись песни, написанные Романом. Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь у Ромы будет достаточно песен, чтобы записать свою собственную кассету. Потому что лично у меня эти песни оставили странное чувство: помню, что песни мне очень понравились, а сами песни не помню. Только вертится в голове одна строчка – "Главное - не уснуть...". Надо сказать, что исполнялись эти песни перед такой аудиторией впервые.
Вообще, на этом концерте многое было "впервые". Например, я впервые увидел "в живую" дуэт Ольги Сухаревой и Сергея Некрасова. К своему стыду, то, что они пели, практически не запомнил. Единственное, что врезалось в память – это сильный красивый голос Ольги и профессиональная игра на гитаре, сочетающаяся с мягким голосом Сергея.
Впрочем, я забежал вперед. Дело в том, что вслед за "осколками" "Скитай-города" на сцене появилась другая половина этого коллектива в составе Андрея Минченко, более известного как Дыкъ, отца-основателя группы Руслана Бажина и, опять-таки, Романа Стрельченко. В таком составе они исполнили несколько песен Руслана. Причем, многие опять-таки впервые могли видеть в руках Дыкъ'а вместо привычного саксофона аккордеон. Впрочем, этот инструмент в его руках звучал ничуть не хуже, чем сакс. Слышали ли вы когда-нибудь рок на аккордеоне?
"Скитай-город" был создан (вернее будет сказать, "собран") Русланом Бажиным в начале этого года. Презентация группы состоялась в марте на концерте "Все пропало" и "Ивана Шуйского". Надо сказать, что основатель группы, Руслан Бажин, наверное, одна из самых необычных фигур творческой студии "Полнолуние". Но есть одно "но": для того, чтобы воспринимать его песни, необходим некоторый "период привыкания". Сам я долгое время обходил его песни стороной – просто переворачивал кассету на другую сторону. А тем временем песни у него достаточно интересные. Чего одни "Карлсоны" стоят... Тем, кто не слышал, настоятельно рекомендую.
После уже упомянутых Ольги Сухаревой и Сергея Некрасова на сцену выбрались два человека из группы с немного странным названием: "Рыцарь Лишенный Наследства". Вообще-то, группа – это громко сказано. На самом деле эта группа состоит всего из двух человек - Леонида Андрулайтиса и Влада Герасимова. Кстати, многие, кто ни разу не слышал этого названия, но имел счастье присутствовать на спектаклях театра-студии "Диалог", сами того не зная, уже знакомы с их музыкой. Дело в том, что очень много музыки к спектаклям этого театра написано именно "РЛН". Сам я познакомился с творчеством этой группы совсем недавно. Когда я слушаю "РЛН", меня не покидает чувство, что основной упор авторы делают на музыку, текст же второстепенен. Именно поэтому мне больше нравятся их инструментальные композиции.
Еще один интересный исполнитель, присутствующий на этом концерте, - Вадим Татаринов. Уже появление его на сцене было оригинально. Зал был в восторге от того, как он представлял свои песни, мне же больше всего понравилось его умение "перевоплощаться". В одной песне он мог быть совершенно разным человеком.
Завершающим аккордом концерта стал очень интересный, по моему мнению, исполнитель - Роман Гаврилин. Вообще, мне его песни чем-то напомнили, как это не странно звучит, трансформатор – большое скопление энергии, которая, тем не менее, никогда не выплескивается наружу. Эти песни держат слушателя в постоянном напряжении, - вот-вот будет кульминация, что-то должно произойти. Но песня кончается, а ничего так и не происходит. А еще осталось удивление, как можно запомнить такие тексты.
Вот, собственно, и все впечатления от этого концерта. Если вы не согласны со мной, или, наоборот, желаете поддержать мою точку зрения, пишите:
E-mail: antonys@irk.ru
Сафин Антон