Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

К ценителям авторской песни

  Привет всем, читающим эти строки!
  Вышло так, что мне предложили написать для "Шарманки" статью о самодеятельной песне и о том, как это хорошо - пение под гитару хороших стихов и какие милые люди их поют, или сказать об этом не то, как есть, но, по крайней мере, как я это вижу. Думаю, второе интереснее.

  Итак, сейчас вы станете участником попытки приоткрыть дверь в одно из сообществ людей, тесно переплетенных с другими, но при этом достаточно замкнутом и своеобразном - в мире авторской (самодеятельной, бардовской, гитарной и т.д.) песни. Кто уже открыл эту дверь и входил в нее, надеюсь, тоже найдут здесь что-то для себя.

  Как известно, каждое такое сообщество, каждый мир, собирает и формирует вокруг себя некоторую ценность.

  В нашем случае ценность эта - песня. Критерий, определяющий границы жанра, - вопрос спорный. И границы эти - от произведений, приближающихся к року, до почти джазовых вещей. На мой взгляд, подлинная живая песня (как и любое живое явление природы или искусства) случается, появляется, вырастает из глубин души ее создателя спонтанно и процесс этого появления почти не контролируем.

  Автор более похож на провод к лампочке, чем на генератор тока (узнать бы, где генератор!).

  Как сказал один из крупнейших поющих поэтов современности Михаил Щербаков:

... Не понимаю, что творю,
Не знаю, как творю,
Я только знаю, что горю
И, видимо, - сгорю...
  Вот это горение, этот огонь искренности и жизни и отличает подлинную песню от произведенного для нужд шоу-бизнеса товара. Ее адресаты - люди, ищущие ответы на вопросы духа, и границы ее волшебного царства проходят там, где кончается вдохновение, откровение и талант.

  Если смотреть на мир авторской песни с этих позиций, то можно увидеть следующие роли, составляющие ее театр: автор, извлекающий из пространства лунными ночами при свете свечей свои песни; исполнитель - хранитель в памяти порой невообразимого количества песен и окрашивающий репертуар своим осмыслением и чувством; слушатель и ценитель - тот, ради кого и существует вся цепь; и, наконец, организатор фестивалей, клубов, концертов и т.д., составляющих жизнь и пульс мира авторской песни.

  Носители этих ролей живут во всех населенных пунктах нашей необъятной Родины, поэтому сообщество, образованное авторами, исполнителями и ценителями песен и организаторами, оформленное в клубы, студии, объединения и т.д., представляет из себя колоссальный клан, охвативший, подобно крупным мафиям, всю Россию и русскоязычное население новоявленного ближнего зарубежья.

  Находясь в нем, зная его адреса, его людей, зная географию и время проведения его фестивалей, можно (при наличии средств) почти круглый год перемещаться по стране, впитывая неповторимый колорит концертов, новых песен, общества в залах, у костров, встреч и расставаний со ставшими родными людьми. У нашего, Иркутского, песенного движения, своя долгая история (она будет изложена в ближайших номерах ).

  На сегодняшний день в нем нет единства. Странные амбиции, претензии на владение абсолютным эстетическим критерием некоторых деятелей привели иркутское движение к состоянию перманентной вражды.

  А результате на собрании КСП, прошедшем в ноябре прошлого года, нашим авторам было отказано в праве входить в КСП, исповедующий, по мнению идеологов, высокие классические идеалы. И было предложено, если уж они горят желанием исполнять свои незрелые и неудовлетворяющие упомянутым идеалам песни, создать свое объединение, а почти святой круг КСП не лезть.

  Отлученные последовали этому совету, и сейчас в стадии становления новое объединение авторов и исполнителей песен. Пока об этом, дабы не сглазить процесс рождения, говорить рано, в 25 апреля в зале политехнического института (ныне технического университета) пройдет маленький, городского масштаба, фестиваль, на который прийти представители КСП не сочли достойным себя (мнение нынешнего председателя КСП), и на котором выступят многие авторы Иркутска.

Ждем вас, любители песен!
Дверь открыта для всех!

Александр Ощепков, апрель 1996
По материалам газеты “Шарманка”