Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
Владивосток... Пьянящий ветер с запахом морской травы, гудки десятков судов, пришвартованных в бухте Золотой Рог, и - сам город, немного суровый, немного сказочный, спускающийся к морю по холмам, как по гигантским ступеням. Когда идешь по Пушкинской улице, то по одну сторону дома как дома, а по другую почти вровень с тротуаром - крыши зданий, стоящих "этажом ниже". Я люблю старый Владивосток: железнодорожный вокзал (один из красивейших вокзалов в России), готические шпили, старинные краснокирпичные дома на Светланке - на главной улице, несколько тесноватой и для транспорта, и для пешеходов. Люблю проходнье владивостокские дворы - хранители духа города, - темные, таинственные, с многочисленными лестницами и с арками, похожими на пещеры. До сих пор завидую местным мальчишкам - лучше места для игр нельзя и придумать.
Вот уже несколько лет приезжаю в этот город, и не только затем, чтобы встретиться с морем и старинными дворами. Во Владивостоке живут многие мои друзья и знакомые - люди творческие, талантливые каждый по-своему. Один из таких людей - Алексей Иванов, поэт, прозаик, автор и исполнитель песен. Песня "Ах, черт возьми, какая шикарная осень!..", без сомнения, стала его визитной карточкой, полюбившись дальневосточным поклонникам авторской песни:
Ах, черт возьми, какие шикарные краски:Алексей родился в Биробиджане, детство провел на Сахалине. Песни начал писать десять пет назад. Случилось это, можно сказать, неожиданно для самого автора. "Я учился в ПТУ, - вспоминает он, - и туда пришла разнарядка: нужно отправить одного человека на фестиваль авторской песни. Ко мне подошли заранее и спросили: "Ты стихи пишешь?" - "Пишу". - "А песни пишешь?" Я говорю: "Ну, я могу, конечно, написать, но только я ведь не играю ни на чем..." Они говорят: "Тогда вот тебе месяц на освоение гитары, пиши песни и езжай на фестиваль!" Такой профессионально-технический подход. За месяц я освоил гитару, сочинил несколько песен, которых сейчас уже и не помню, поехал на фестиваль и там неожиданно стал лауреатом, даже не понимая, что такое авторская песня, собственно. В лауреаты меня выдвинули такие маститые барды, как Владимир Ланцберг и Александр Стрижевский. Потом была служба в армии, в войсках спецназначения. Она дала мне время поразмыслить, и одна из ранних песен, которую я пою по сей день, была написана в армии".
Грязь на перроне, да гарь из трубы тепловозной!
Что ж Вы, сударыня, смотрите в небо без ласки?
Скажете - поздно? А я Вам отвечу - не поздно!..
Во Владивосток Алексей приехал в 1989 году, после армии. "Я проживал во Владивостоке с семьей, - рассказывает он, - работал педагогом-организатором детского творчества. А потом как-то неожиданно и семья, и работа оказались за гранью моего существования... Единственные люди, кто тогда меня пригрел, - это клуб авторской песни "Поиск", который находился на чердаке старинного дома с башенкой. В клубе базировался передвижной театр песни "Перекресток", которым руководил Сергей Рыбалка. Они играли такие песенные представления на городской площади - шарманкой, со шляпой для денег, - в традиции старинных бродячих музыкантов. Некоторое время я жил в клубе и работал с театром. Потом уехал на Сахалин, устроился в службу безопасности, проработал там полтора года. И вдруг в Южно-Сахалинск приезжает "Перекресток". Я поиграл с ними на гитаре, и мне Рыбалка говорит: "Ну что, поехали во Владивосток работать с нами?" Я говорю: "Сережа, как же я поеду? У меня тут работа, квартира, а я сорвусь и поеду песни петь на улице". Они уехали, а я вскоре расстался и с работой, и с квартирой и, взяв билет, улетел за ними следом. В "Перекрестке" я проработал четыре года, а потом решил, что мне нужно подучиться, и поступил во Владивостокский институт искусств на театральный факультет.
Все, что я себе оставил, - бубенцы на колпаке.Как-то в беседе с Алексеем я посетовал на то, что на западе России давно уже не появляется молодых имен в жанре авторской песни. Основной ее потенциал, по моему мнению, находится к востоку, но у достаточно сильных, самобытных авторов Сибири и Дальнего Востока нет никакого выхода на широкого слушателя (этим просто никто не занимается), поэтому авторская песня здесь, можно сказать, варится в собственном соку. "Дело в том, - ответил Алексей, - что на западе живут многие старые именитые барды, которые любят поучить молодых уму-разуму, а вот чтобы помочь им как-то продвинуться - это нет. У нас авторов несомненно меньше, чем там, и поэтому им здесь помогают. А на западе наши авторы неизвестны, потому что географическая, да и финансовая оторванность большая."
Но зато царей не славил, плети не держал в руке.
С полуслова понимала мои шутки голытьба,
И до боли хохотала надо мной моя судьба...
Что за время на часах,"Такое известное изречение - "Нет пророка в своем отечестве" - имеет печальную закономерность, - продолжает Алексей Иванов. - Когда я приезжаю в Хабаровск, оказывается, что здесь меня знают и песни мои поют, как ни странно. А во Владивостоке создается такое впечатление, что ни я сам, ни мои песни никому не нужны, хотя написаны-то они в этом городе. Вообще сейчас многое упирается в деньги. Деньги сейчас есть только у попсы, поэтому она и прет изо всех щелей. Люди более-менее талантливые, как и прежде, сидят по своим кухням".
Что за снег на волосах,
Чьи те горькие морщины,
Что мы видим в зеркалах?..
На такой не очень-то оптимистичной ноте закончили мы разговор с владивостокским автором Алексеем Ивановым. Что дальше - будущее покажет. Но мне почему-то захотелось пожелать и Алексею, и всем, кто в наше смурное время продолжает спасать человеческие души своим творчеством, теплого весеннего солнца и чистого океанского ветра!
Все, что мне нужно - дрожащая капелька света
Пусть никому не известной, но яркой звезды.
Главное, чтобы всегда оставалась согретой
Пригоршня чистой и горькой, как слезы, воды...
Присылайте новые рецензии: polnolunie@baikal.ru!