Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
Александр Филатов:
Добрый вечер, уважаемые радиослушатели!
Добрый вечер всем вернувшимся с фестиваля на станции Дачная,
который прошел в предыдущие выходные. Надеюсь, что и вы там
были, потому что там было замечательно: там было тепло, там
была речка рядом и, конечно, были песни иркутских и не только
иркутских авторов. В эфире, как вы уже поняли, программа об
авторской песне. Ну и, возможно, не только. Сегодня вторая
часть этой фразы особенно актуальна. А в студии нахожусь я,
Александр Филатов, и я сегодня буду один вести передачу,
поскольку бессменный мой напарник Александр Ощепков, с
которым мы через неделю по четвергам сидим в студии "Пик" и
рассказываем об авторской песне сегодня сильно занят. Насколько
вы знаете, должны были проходить в Иркутске концерты Вероники
Долиной, но буквально вчера поступило сообщение не очень
приятное: Вероника Долина заболела и досточно серьезно, так
что не сможет приехать. Такой вот не очень приятной новостью
открываю сегодня передачу. Но при этом обещаем, что Вероника
Долтна все же будет в Иркутске, когда выздоровеет. Ну, в летние
отпуска, каникулы и все прочее не стоит, наверное, проводить
ее концерты. Скорее всего они состоятся в сентябре. Ну а зато
в связи с неприбытием в Иркутск Вероники Долиной уже у вас,
наверное не будет проблемы, куда податься: на концерт Вероники
Долиной или на фестиваль "Олха-джаз", который пройдет в следующие
выходные там же на станции "Дачная". Вот опять-таки к вопросу
о смешении жанров: вроде передача об авторской песне, а на
"Олху-джаз" всех хочется пригласить. Ну а передача сегодняшняя
будет посвящена творчеству очень интересного музыканта, на мой
взгляд, Александра Литвинова, который более известен в массах
(хотя он не столь популярен, к сожалению) - зовут его Веня Дркин
по-простонародному. И вы можете задавать свои вопросы по телефону
43-24-14 - передача идет в прямом эфире. Ну а также вы можете
делиться мнениями. Очень надеемся, что вам все-таки понравится,
в том числе тем, кто любит больше классическую авторскую песню,
что вы все-таки не выключите свои радиоприемники и продолжите
слушать. О классической авторской песне у нас передачи еще
будут. А сейчас слушаем песню Вени Дркина.
Итак, Александр Михайлович Литвинов (тогда его еще звали так) родился 11 июня 1970 года в городе СвЕрдловске Луганской области. Луганская область - это которая тогда еще была Ворошиловградской, а город СвЕрдловск никакого отношения к СвердлОвску, который теперь Екатеринбург, не имеет. Украина. С детства он стал подавать надежды, писал стихи, рисовал картины, очень даже неплохие. Закончил школу с золотой медалью, поступал в несколько институтов, в том числе в Рижскую Военную Академию, в несколько технических вузов, но нигде так и не прижился. Свободолюбивая душа. Ее тянуло в небо. Творчество занимало слишком много времени. Ну и вообще хотелось Александру Литвинову заниматься делом, более близким по своей натуре. И работы он менял одну за одной: Был художником, комбайнером, водителем, слесарем, сторожем и даже учителем физики!
В начале 90-х годов его песни стали приобретать определенную популярность среди людей его окружавших. Вообще среди его знакомых было очень много творческих личностей - известный всем Чиж, который теперь в Питере - из той же компании вышел. Просто он раньше попал в более высокие слои известности, чем Веня Дркин. А известность Вени Дркина началась с 1994 года, когда он стал лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира". Лауреатом этого же фестиваля он был в 95-м и 96-м годах, и именно на этом фестивале родилось имя Веня Дркин, под которым он вошел в историю. Как это произошло. Приезжает Веня на фестиваль. И тут к нему подбегает какая-то совершенно суровая женщина, злобными глазами мигает и спрашивает его имя - буквально Черный Плащ, ужас, летящий на крыльях ночи. Веня Дркин как-то смутился, страшно ему стало. И он ответил паролем из одной местной шутки, дескать, мол я - Веня Дркин, из Максютовки, ничего не подозревая. В итоге он стал лауреатом, и его объявляют: Веня Дркин из Максютовки. Ну а после менять что-то было уже поздно, потому что песни прижились именно под этим псевдонимом, сейчас одну из них мы и послушаем.
Вот такие песни у Вени Дркина. Может быть я намеренно это сделал, а может получилось случайно, но в первой песне явственно звучат мотивы Бориса Борисовича Гребенщикова, даже стеб некоторый над ним. Хотя для Вени Дркина БГ был Богом буквально, он с огромнейшим уважением относился к этой Великой личности. В последних двух песнях мотивы Янки заметны. Ну а впереди будут уже более свои такие песни Александра Литвинова, Вени Дркина.
И еще одна вещь. Я уже упоминал, что Веня был лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира". И здесь особую роль играет то, что поэзия и музыка очень хорошо объединяются в песнях этого человека. Причем он сам говорит, каким образом воспринимается песня. В первый раз слушаешь все чисто эмоционально - человек слышит какую-то мелодию, мелодия либо запоминается, либо нет. И максимум несколько слов особенно задевших останется. Во второй раз он слушает и уже слышит слова, вникает в смысл песни, но именно в верхний слой этого смысла, то есть, если сказано "небо", значит небо, если "уходящий трамвай", значит уходящий трамвай, как вот в этой песне. И только после этого, когда слушаешь на третий, четвертый и так далее раз, вскрываются какие-то внутренние мотивы. И оказывается, что в творчестве Вени Дркина огромное количество переплетений ассоциаций. То есть это вовсе не "параноический бред" - песня, которая звучала, а на самом деле, если вдуматься там такие вещи можно откопать! Мало того, я обнаружил на сайте в интернете отрывки из диссертации, посвященные творчеству Вени Дркина, именно литературоведческая со всякими объяснениями, какие ассоциации с чем связаны. На самом деле, слушая эти песни многократно, можно очень многое понять. А аранжировка должна этому помогать. То есть не просто под гитару сыграть на 2-3 аккордах, а какие-то более сложные аранжировки использовать. У Вени Дркина до самого конца была мечта записать альбом в более сложном инструментале с привлечением множества музыкантов, но, к сожалению, не удалось практически. Имеющиеся попытки были не столь удачными. А он хотел, чтобы даже просто технические приемы помогали лучше понять песню. Скажем, 3-4 секунды сыграть чуть медленнее - и возникает какое-то чувство тревоги. Может и элементы шоу внести в собственные концерты: цвета, пятна, круги - все это тоже оказывает воздействие.
Следующая песня - уже из более "своего" творчества - грустная, даже тяжелая песня и при этом такой свет от нее исходит. "Безнадега".
"Крылья под капельницей - безнадега, ты, безнадега..." Нет с нами больше Вени Дркина. В прошлом году он умер. Он болел раком, болел неизлечимо, причем, сам, видимо, знал задолго до этого. И при этом в его песнях нет жалобы на окружающий мир, на существование, на проблемы, которые висят вокруг. Даже если под капельницей - все равно крылья! - Такая аура от его песен исходит.
И следующая песня, которую Николай пытается включить, она стала таким светом в прошедшем апреле. Даже тост родился: "За маленький домик с видом на небо, а в небе апрель!"
Что-то до сих пор не слышно звонков в нашей студии. Либо песни настолько загрузили слушателей, либо телефон забыли. Напоминаю на всякий случай еще раз: 43-24-14. Вы слушаете "Радио-ПИК". FM 107.1. Каждый четверг здесь звучит передача об авторской песне. Так что звоните, задавайте вопросы. Я, конечно, не обещаю, что отвечу - сам знаю не столь много. Ну, по крайней мере, мнения высказывайте о том, что вы слышите. А большую часть информации, кстати, я почерпнул из интернета. Друзья Вени Дркина создали сайт его памяти, достаточно обширный. Его адрес я даже сейчас назову: drkin.netclub.ru (netclub - это в смысле сетевой клуб). Там есть и тексты песен, большую часть песен можно послушать, гораздо больше, чем прозвучит сегодня в нашей передаче, все-таки час - это не столь много. Ну а те, кто просто заинтересуются творчеством, кассеты в Иркутске имеются - в "бард-кафе", например, или в магазине "Фан-спорт" по улице Карла Маркса, 39. Вы можете их купить.
Ну а чтобы уж не продолжать загружать вас песнями, как прозвучавшие, более легкая песня.
А я продолжаю рассказ о жизни Вени Дркина. В 1996 году Вене надоело, что его песни знают только 20-30 его друзей, с которыми он ежедневно встречается в какой-нибудь кафешке. Причем ему отвечают: "Зачем тебе петь еще раз эти песни, мы их уже наизусть знаем! Пора тебе искать новую публику". И Веня Дркин отправляется в Москву. В Москве он почти никого не знает, пытается дозвониться до кого-нибудь, у него ничего не получается. Ну а учителю физики не подстать ночевать на вокзале, посему он садится на поезд и отправляется в Питер. Из Питера он дозванивается в Москву до театра "Перекресток" Виктора Луферова и договаривается, что он будет жить там, заодно подрабатывать рабочим сцены. И у Вени Дркина появляется шанс познакомиться с людьми, которые вращаются в кругах, интересующихся авторской песней и смежными направлениями. В "Перекрестке" он работает некоторое время, знакомится, в частности, с Геннадием Жуковым, достаточно интересным автором из, если не ошибаюсь, Ростова-на-Дону. Даже готовят они совместную программу и выступают на нескольких концертных площадках в Москве. Заодно Веня начинает представлять широкой аудитории свои песни. В конце 1996 года он при помощи студии "Остров" записывает альбом "Крышкин дом", и именно записи с этого альбома мы в большей степени сегодня и слушаем. Можно сказать, что это, наверное, самая лучшая запись Вени Дркина. После этого был записан студийный альбом с аранжировками, но он оказался не столь удачным. Одну песню мы правда послушаем попозже. Здесь оно звучит под одну гитару, но более приятно. Да, наверно стоит песню послушать еще одну.
Пиковские часы пропикали 9 часов. 9 часов в городе Иркутске.
Сейчас слушаю песню, и совершенно потрясающие строчки!
"Мертвенный пепел лун в трауре неба,Вообще 99 процентов членов всяких союзов писателей, сейчас расплодившихся, по-моему рядом не лежали с такими строчками. Не знаю, мой субъективный взгляд, но такое ощущение.
Перхотью буквы звезд - мое имя,
Чтобы его прочесть - столько верст..."
Ну а я продолжаю рассказывать про творчество Вени Дркина. В 97-м году он участвует в нескольких концертах в городе Москве, участвует в праздновании 850-летия Москвы, а также ездит по городам Подмосковья. С ним начинают играть разные музыканты - пристают и остаются. Некоторые играли с ним в течение последующих двух лет. В частности, Вероника Беляева на скрипке - в следующих двух песнях мы услышим ее. Таким образом рождается так называемый "Дркин-бэнд". Это название родилось в Воронеже, куда Веня Дркин ездил с концертами. Там был некий музыкальный фестиваль, и после этого проводилось несколько концертов. Там данный состав играл вместе, и название как-то привилось. Логично, что "Дркин-бэнд", а не какие-то "Плавающие конусы" - кто-то предлагал так назваться. Вроде это название ничего не обзначает, но ведь "Битлз" - есть просто "Битлз", а "Дркин-бэнд" - есть просто "Дркин-бэнд".
И именно концерт в Воронеже был записан, и это сейчас одна из немногих записей творчества Вени Дркина. У Вени Дркина есть еще один альбом, прокоторый я уже говорил, студийный альбом с наложением второй гитары, и та же скрипка там участвует. Альбом называется "Все будет хорошо". На самом деле эта фраза такая загадочная и не очень приятная - когда говорят "Все будет хорошо", ничего хорошего обычно не происходит. Действительно, этот альбом сам Веня Дркин считал самым худшим из того, что он сделал - просто не получился - было столько задумок, аранжировки замечательно ложатся на его песни, но не судьба. А вот концертные записи - вроде и меньше инструментов, и не в студии, а хорошо! И пара из них сейчас и прозвучит.
Прозвучала пара песен с концерта, с концерта, если не ошибаюсь, в Воронеже. Веня Дркин и компания - "Дркин-бэнд". Как вы заметили, даже романсы присутствуют в творчестве Вени Дркина. Совершенно разносторонний человек: писал песни, был художником, оформлял даже какие-то местные достопримечательности в Луганске. Ну и, кстати, вкладыши к кассетам тоже рисовал сам - и "Все будет хорошо", и "Крышкин дом" - рисовал он - совершенно потрясающая картинка, куча всяких объектов, включая его самого, играющего на гитаре, сидящегона какой-то повозке, тут же и Джон Леннон, тут же и Борис Борисович Гребенщиков на вершине Тибета. К сожалению, вы не можете увидеть это, зато можете услышать песни. А помимо песен, он также писал и сказки. И я даже наверное решусь и прочитаю одну сказку Вени Дркина. Но прежде, чем прочитаю, послушаем еще одну песню, тоже сказку, сказку маленького гоблина.
Да замечательна и светлая фраза: "Любовь еще БЫТЬ может". Ну а сказка будет страшная. Надеюсь очень, что передача не будет последней в связи с этой страшилкой детям на ночь. А сказка называется "Про тараканчиков".
Когда-то давным давно, когда люди не освоили еще всех трамвайных и троллейбусных линий, и трамвайные и троллейбусные линии вели куда-то в буераки, в овраги, в дремучие муромские леса, один троллейбус поехал и заблудился. И говорят, что однажды в полночь его можно видеть, он едет и весь светится огнями, как летучий голландец...
И вот, однажды, мне пришлось ехать из города Луганска славного в славный город Краснодон. Езды - минут сорок, время позднее. Мне нужно было проехать через весь город к какому-то перекрестку - там ходят рабочие автобусы. Стоял я час, стоял полтора и тут едет троллейбус. Естественно я, не раздумывая, прыгнул в него, в заднюю дверь, хлопнул по плечу какого-то мужчину в шляпе и говорю: "Мужчина, продайте мне талончик!" Он поворачивает лицо, изъеденное временем - "Ха-ха-ха!" - беззубым ртом на меня... Испугался я не на шутку и понял, что это действительно тот самый троллейбус-призрак. Ну, тут в репродуктор водитель: "Подойди-ка сюда, добрый молодец!" Испугался я не на шутку вообще... Иду, а все хохочут, тянут руки какие-то костлявые... Подхожу я к водителю. У него лобовое стекло завешано паутиной, вместо брелков висят настоящие летучие мыши - тоже посмеиваются о чем-то своем... А он и спрашивает меня: "Задай-ка мне такой вопрос, который в течении этих тысяч лет мне никто не задавал". И с трех попыток, естественно, как в любой сказке. Говорит: "Если задашь - отвезу тебя куда надо, если повторишься - будешь ездить с нами вечно". Тут у меня пот холодный градом - дзынь-дзынь - вот такие капли разбиваются о пол, говорю: "Сколько звезд на небе?" - "Ха-ха-ха!" - раз мне астрономическую цифру какую-то. Я говорю: "А сколько костей в теле собаки?" - "Ха-ха-ха!" - раз мне еще какую-то цифру. Думаю: "Ну, все..." И вот, буквально, крыша съезжает, чуть ли не в потере сознания - ну, согласитесь, страшно! Хватаюсь за поручень, весь обвисаю и тут такая мысль, абсолютно сквозная какая-то, говорю: "А почему тараканы не живут в поручнях троллейбусов?" Он призадумался, говорит: "Ты знаешь, такой вопрос мне еще никто не задавал... Я тебя отвезу, куда тебе надо". Я воспрял духом. Пауза... А потом он спрашивает: "А ты вообще знаешь, кто такие тараканы?" Я говорю: "Ну, там козявочки какие-то там, бегают..." - "Эх, приятель, да ничего-то ты не знаешь!"...
На самом деле - это самое начало сказки, а продолжение ее будет после следующей песни.
Такая зимняя снежная сказка. А мы продолжаем нашу...
Когда-то, давным давно, когда люди еще не освоили всех трамвайных и троллейбусных линий, и эти линии вели куда-то в буераки, в овраги, в дремучие муромские леса, людей было очень мало, и вместе с людьми жили тараканы. Они были белые, пушистые, чуть побольше кошки и поменьше собаки, у них была мордочка такая острая, хвостик с кисточкой, добрые-добрые - все понимали, вот только говорить не умели. Жили вместе с людьми. Собственно, сколько людей, столько и тараканов. Питались за одним столом... Скажем, выходит семейство на ужин, тут же папа - таракан, мама - таракан, дети - между ними опять-таки тараканчики какие-то тусуются... Они все белые, пушистые, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, все добрые, все понимают - только говорить не умеют... Ему скажешь: "Принеси тапочки" - он приносит. И у людей был, естественно, царь, и у него, естественно, была дочь. Как вы понимаете, она была - принцесса. И, естественно, пришло ей время замуж... Невтерпеж. Нашли какого-то принца привозного, всего в прыщах, привезли, худого-бледного... Свадьба. Людей поскольку было мало, собственно, всех во дворец можно привлечь. Позвали всех людей, позвали всех тараканов. А у людей был колдун, его звали Ых. Он жил где-то на выселках, в какой-то маленькой своей избушке, его лет триста уже никто не видел, все думали, что он и помер уже давно. Ан нет, он не помер. И вот забыли его пригласить, а он обиделся. И вот бежит один таракан - белый, пушистый, побольше кошки, поменьше собаки, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, весь свадебный, в колокольчиках, в каких-то ленточках... Пробегает мимо хаты этого Ыха, тут - бабах - гром, бубух - молния, таракан зажался весь такой, а сам - белый, пушистый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой... И слышит такое проклятье: "Кто поцелует принцессу в день ее свадьбы, тот рассыпется на сотню тысяч мерзких существ". Испугался таракан, бегом во дворец. Забегает, ну, а тут, собственно, опупей-опофеоз там, горько... Поднимают за плечики этого принца привозного, поднимается эта принцесса, подводят их целоваться... И тут вбегает этот таракан, такой белый, пушистый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, весь в бубенчиках, в колокольчиках, в ленточках... И он между ними втыкивается как-то, типа... Она его ножкой шарк так, отойди, мол... Ну, тут за грудки принца поднимает там... А он опять между ними, типа, нет, мол, нельзя, а сказать же не умеет... Все понимает, а сказать не может. Белый, пушистый, добрый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, а сказать не может. И он опять "ыых", а она его ножкой там: "Папань, ну... Папань!" И тут его кто-то, типа, якобы вязать: "Ну отойди ж ты, что ж ты..." Он вырывается и где-то в последнем безумном прыжке такой подпрыгивает и языком ее в нос лизь... Тут же бабах - гром, бубух - молния и он тут же рассыпался на сотню тысяч мерзких существ.
Прошли века. Белые пушистые тараканы, как, собственно, и все белое, пушистое и доброе, в процессе эволюции вымерли. Остались вот эти козявочки и люди. Тараканы до сих пор живут вместе с людьми, едят с ними за одним столом. Все понимают, только говорить не умеют.
Такая вот сказка. Предыдущая песня, которая прозвучала, была зимняя, ну а у нас раскаленное лето на дворе...
Так и хочется теперь всем пожелать, чтобы было лето, доброе, пушистое, белое :) , был запах моря, а всего остального, о чем было в песне, не было.
Есть такое разделение песен Вени Дркина на серьезные и не очень серьезные. Разделение довольно условное, но есть откровенно стебовые вещи. Сегодня их не столь много звучит, поскольку на моих кассетах их качество еще хуже, чем то, что звучит сегодня - немного осталось у Вени Дркина качественных записей - ну, что можем, то представляем. Одна из песен тоже считается легкой, хотя в ней говорится о серьезных вещах, просто словами несколько другими, чем в прозвучавших. Эту песню, кстати, я уже пару раз слышал по "Радио России" и по какой-то еще радиостанции. Вот теперь, надеюсь, с помощью "Радио-ПИК" искусство, которое творил Веня Дркин попадет в массы. Надеемся, что кто-то нас слушает, хоть и не звонит. Слушаем песню "Хожу и гажу".
Постепенно подходит к концу наша передача. Осталась всего лишь парочка песен. Наверное не стоит чего-то еще говорить, лучше послушать песню с того самого разрекламированного альбома "Все будет хорошо", который не оказался таким уж хорошим. Тем не менее, песня замечательная. Главное, не сочтите ее за пропаганду наркотиков - просто "Все будет хорошо"!
Да будет так! Ну а следующая передача Творческой студии "Полнолуние" об авторской песне и не только прозвучит буквально через неделю - в следующий четверг мы снова будем в эфире, надеюсь, уже с Сашей Ощепковым, и будет разговор о более классической авторской песне, а, точнее, о Казанских ее представителях от Дмитрия Бикчентаева до Екатерины Болдыревой. Многие наверно слышали, что в Казани имеется такая студия "Сибирский тракт", записывает многих музыкантов, включая Иркутских, Женю Логвинову, например, с Сергеем Корычевым. А Женя логвинова, кстати, сейчас в Иркутске, и она совместно с Николаем Якимовым и Алексеем Бруновым будет выступать в актовом зале Сибирского энергетического института, который находится по улице Лермонтова, 130. В 18.30 пройдет концерт, посвященный дню рождения Визбора. Те, кто были неделю назад в "Баргузине", могли видеть, что это такое. Ну а песен Визбора они знают огромное число. Надеюсь, вам понравится. А 21-го числа Женя с Николаем представят свою программу на стихи Иосифа Бродского, Виктора Сосноры и других поэтов. И вообще программа бард-кафе до конца месяца уже сформирована. Завтра там будут члены Союза писателей Алексей Шманов и Алексей Сериков. До сих пор никто практически не ходит на вечера поэзии, хотя это очень интересно. Я вот побывал на поэтическом вечере "Приюта бездомных романтиков", и мне очень понравилось, Завтра, надеюсь, тоже будет хорошо. 19-го будет вечер русского романса. Елена Антонова будет петь под аккомпанемент гитары, а может даже и фортепиано небезызвестного Андрея Минченко. 21-го - Евгения Логвинова и Николай Якимов. 22-го, в следующий четверг, Игорь Бялоус будет петь свои песни и песни Вячеслава Михайлова, 26-го - иркутский автор-исполнитель Роман Калинин, которого многие запомнили по "Олхе". 27-го будет презентация альбома "Ба да ван" Иркутского автора-исполнителя Дмитрия Клопотовского. Прозвучат песни из альбома, а также его более старые вещи. 28-го числа будет бард-рок группа "Fable" - авторские песни в инструментальной обработке, а 30-го - известные иркутские авторы, выпускники охотоведческого факультета (это особо отмечено в программке) Павел Хорошутин и Дмитрий Вашукевич. Надеемся, что что-то из этого вам будет интересно. На этом я прощаюсь с вами. В студии был Александр Филатов, за пультом - Николай Карелин - спасибо ему, звукооперирующему эфир. Ну а заканчиваем мы песней Вени Дркина. До свядания!