Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
Александр Филатов: Вот так через посредничество Александра Вертинского мы плавно переходим к передаче Творческой студии "Полнолуние" об авторской песне. Русский шансон или городской романс, как его еще называют, тоже является одной из ее составляющих - у авторской песни есть несколько составляющих, и это одна из них. По другой версии авторская песня вышла из гор - но вовсе не из каких-то эзотерических Тибетских мантр, а просто из походов, из песен, которые поются возле костра. Ну а третья составляющая, которой и будет посвящена сегодня наша программа - это некая "сказочная" составляющая, некое путешествие в мечту, куда я, Александр Филатов, ведущий программы "Полшага до песни" вас всех и приглашаю.
Итак, сегодняшняя программа будет посвящена ролевой музыке. Девизом может быть
строчка из прозвучавшей песни: "Невозможного не будет, если будет - то не нам!"
Выходим мы в эфир в канун Нового года, мало того, Нового тысячелетия. Даже страшно
сказать: "Последняя программа в уходящем тысячелетии!" вот, она обязательно
должна быть посвящена чему-то необычному, и ближайший час это необычное и будет
звучать. Кто знает об этом больше - я имею в виду участвующих в ролевом движении -
звоните нам, 43-24-14, вносите поправки, замечания, предложения. Ну и если вам
просто есть, чем поделиться по этому поводу, тоже можете звонить. Ну а я попробую
что-то рассказать, потому что это, как минимум, интересно.
Участников ролевого движения иногда называют толкинистами, по имени автора такой,
можно сказать, культовой книги, и даже не одной: "Хоббит", трилогия "Властелин колец",
"Сильмариллион" - очень известные книги, наверное, наиболее сильно повлиявшие на
сознание человечества в уходящем столетии - из художественной литературы. Книги
Джона Рональда Руэла Толкиена. В конце 80-х годов они были впервые переведены в
России (не считая самиздатовских вариантов). И сразу люди стали не только читать
эти книги, но и интерпретировать их. По сути дела Толкиен в своих книгах создал
целый мир - это и география, это и лингвистика (были созданы языки), это и история
Средиземья - так называется созданный мир - все точно, с датами, с хрониками сражений,
с легендами. А участники ролевого движения пошли еще дальше, воплощая этот мир здесь
на планете Земля. И поединки на мечах, и костюмированные представления, и создание
альтернативных сюжетов на тему, что могло бы быть, если бы... В общем "Поезд в
Средиземье" отправился в путь.
Многие считают, что на книгах Толкиена ролевое движение и заканчивается. Вовсе не так! - смею вас уверить. Из культовых книг, которые особенно сильно повлияли на "сознание масс" можно отметить трилогию "Полые холмы" Мэри Стюарт. Там описана Англия во времена раннего средневековья - четвертого-пятого века нашей эры. Это период создания единой Британии. Причем подробных хроник этого времени не сохранилось, что оставляет немало возможностей для создания тех самых сюжетов "что могло бы быть, если бы...". А времена страшно интересные. Воцарение Короля Артура, легенды о волшебнике Мерлине, да мало ли чего могло происходить! При этом книга основана на исторических реальных событиях (насколько можно считать достоверными сведения, дошедшие из той далекой эпохи, - другой вопрос). Но сама Мэри Стюарт при написании книги пользовалась историческими хрониками английского историка Джефри Монмаутского. То есть миры можно создавать и уничтожать, но какая-то историческая основа имеется. И сейчас будет песня того же автора, с чьих песен мы начали сегодняшнюю программу, - Людмила Смеркович, Скади, как ее зовут в ролевых кругах, автор с Казани. Она поведает историю рождения Короля Артура, про замок Димилиок и замок Тинтагел.
Людмиле Смеркович, Скади, будет наверняка посвящена одна из наших программ, уже в следующем веке. К тому времени обещали мне прислать и более качественные записи, на дисках - они существуют в природе. Вообще записывается Скади, как и многие другие авторы, в Казани на студии "Сибирский тракт" у Валерия Мустафина. Тогда уже не будет такого шипения в ваших радиоприемниках. Прошу прощения за качество сегодняшних записей, просто сейчас у меня в наличии других нет... Слушаем, что есть. И сейчас прозвучит посвящение Скади.
Автор этой песни, Лин Лобарев - из Москвы. Он, в общем, и познакомил меня с ролевым движением. Случилось это таким образом. Я как бы являюсь "Министром иностранных дел" Творческой студии "Полнолуние", поскольку делаю ее сайт в интернете. Вся почта также идет через меня. А в ролевой среде благодаря, кстати, Лину, особое место заняли песни нашего автора Олега Медведева. В связи с этим ко мне приходит много писем со всех концов России. И со многими завязывается очень интересное общение, иногда перетекающее из виртуальной стадии в реальную (то бишь встречаемся уже лично). Так произошло и с Лином Лобаревым. Он очень интересным собеседником оказался и попутно ввел меня в курс дела, потому что года полтора назад я даже не представлял о развитой системе ролевых сборищ, так называемых Конов (так называются толкинистские фестивали), во главе с главным - Зилантконом, проводящимся в Казани каждый год в ноябре. Туда съезжаются и известные фантасты, и музыканты, и просто интересные люди. В Сибири также проводится Сибкон - в Томске или Новосибирске, каждый год зимой, и так далее. Очень большое количество людей, как выяснилось, относится к этому движению - десятки, а может и сотни тысяч по всей стране. А до этого я, можно сказать, ни о чем об этом не знал. К внешней стороне деятельности можно еще отнести то, что выпускаются кассеты, издаются альманахи. Сам Лин, например, издает альманах "Конец эпохи", периодически выходящий. Ну а в свободное время, ежели такое находится, пишет песни...
Помимо того, что Лин Лобарев пишет песни, он организует собственный фестиваль - даже
не знаю, как это действо назвать: фестиваль - не то, игрой в прямом смысле это тоже
не является - слишком уж переплетается с действительностью. Это "Перекресток" - нечто
особенное, даже среди других мероприятий подобного рода. Начнем с того, что здесь нет
практически никаких ограничений, нет мастеров, влияющих на ход игры и произвольно
изменяющих ее течение. А сама игра идет круглосуточно в течение недели. Полное
погружение! Каждый приезжающий на "Перекресток" привозит с собой легенду, которую и
воплощает в реальность в течение всей недели. И надо сказать, что воплощать ее нужно
убедительно. Просто так тебе никто не поверит - если говоришь, что ты великий воин
и совершенный маг - будь добр, соответствуй! А легенды могут быть практически любыми.
Дело в том, что "Перекресток" (его можно назвать "Перекрестком миров") объединяет все
реальные, возможные и невозможные миры. Есть Дорога между мирами - и на нее может
попасть любое существо из любого мира и даже существа из разных времен одной и той
же реальности. А мир Земля, 20 век - всего лишь один из равно возможных. Посему и
выходит, что на Дороге происходят самые удивительные встречи: помимо привычных на
других играх рыцарей, эльфов и гномов, на дороге могут встретиться, скажем, Федор
Михайлович Достоевский, старая КСПшница, случайно отправившаяся вслед за людьми с
гитарами, пришелец из других галактик... ну и "чокнутый местный Бог". И естественно,
что из такого теста, можно ТАКОЕ слепить!
Ну а завершим рассказ о Лине Лобареве мы его песней, заглавной песней с альбома,
записанного в прошлом году, "Поединок с небом".
Так же как Дорога на "Перекрестке" объединяет все возможные миры, так Лин объединяет множество авторов и просто интересных людей. Когда я был в Москве и встречался с Лином лично в первый раз, буквально за один день он меня огорошил таким количеством встреч, что впечатлений хватило практически на весь последующий год - таким вот "центром притяжения" Лин является! И об одной московской встрече, произошедшей уже во второй мой приезд туда, хотелось бы рассказать чуть подробнее - это встреча со Светланой Покатиловой. Настолько интересная встреча была и история, связанная с ней, что еще раз прошу прощения за особо плохое качество последующих двух записей, но не могу не поведать... А история следующая. Был я в Москве, причем сугубо по работе - В МГУ обучался, вернее повышал квалификацию. И раздался у меня в гостиничном номере телефонный звонок. Это была как раз Светлана Покатилова - предложила встретиться. А знаком я с ней до этого был по одному единственному письму, пришедшему по электронной почте. Встреча была назначена на дальней станции метро, от которой мы далеко, вглубь отдаленных московских высоток шли. Пришли к кому-то на квартиру - там было довольно много народу - эдакая дружеская посиделка, гитара, песни, разговоры о музыке, литературе. И рано или поздно, но разговор пошел о реальном и придуманном - то есть о том, какие авторы придумывают миры, о которых пишут, а которые на самом деле живут в них. Где театр, а где жизнь. Ну и я высказал в общем-то не новую мысль, что различить их часто очень трудно. И тогда Светлана говорит: "Хочешь увидеть НАСТОЯЩИЙ мир?" Меня на "слабо" достаточно легко поймать - естественно я на эту удочку клюнул. И началось нечто невероятное. У меня перед глазами на самом деле пошли картинки совершенно других миров. Что это - до сих пор не могу понять. Когда, например, встречаюсь с друзьями, мне в ответ говорят? "Что за бред!" или "А много ли вы перед этим на грудь приняли?" И тем не менее! Я, совершенно ошарашенный лежу в комнате в темной, созерцаю все происходящее на экране глаз. И слышу, как на кухне происходят странные разговоры, в которых говорится о неком Мире Туманного Кольца, который параллелен Миру Земли, об Эстарах, которые могут быть проводниками из того мира в этот и наоборот. И уже вроде как судьба моя решается, поскольку я мог бы довольно легко совершить переход. В общем, что-то такое страшное на меня начало накатывать. Потому что на самом деле я нахожусь в неизвестном месте, далеко от родного города. И что-то случится - будет просто очередной исчезнувший в этом мире человек... Ну, проснулся я вроде на этой Земле, посему и передачу сегодня могу вести. Но вот "что я там увидел в темноте"...
Как сама Светлана попала в Мир Туманного Кольца? Есть такая легенда, что после смерти человек становится тем, что больше всего любил при жизни. Сказка, конечно - но красивая! И Светлана задумалась: а чем бы стала она? Ответа в общем-то долго искать не пришлось. Туманом. Почему? Очень просто, стоит только побродить по городу в разную погоду. Дождь - идет. Снег - кружится или падает. Туман - стоит. И он неуловим. Его легкие прикосновения можно ощутить щекой, но в ладони его не возьмешь. Он просто есть. И в дождь, и в снег город меняется мало. А туман играет с людьми в странные игры, шутит волшебные шутки. В туман все по-другому... В эфире еще одна песня Светланы Покатиловой
Еще одна интересная встреча, которая у меня произошла в Москве, опять-таки благодаря Лину - это встреча с Йовин. Это была даже не просто встреча - а, можно сказать, единственный мой "ролевой опыт". На квартире у Йовин произошла так называемая "кухонка" - тоже такое необычное мероприятие. С чем сравнить... Это и не театр, с одной стороны, - а с другой вроде театр. Это и не игра, но в тоже время игра. Вновь смешение всех возможных жанров. Психологическая составляющая здесь, конечно, является главенствующей. Каждому дается своя роль, дается какая-то информация о своем персонаже. Задаются правила мира, мира, как правила, соединяющего различные отражения или времена. У нас, например, действие происходило в провинциальной Англии. Вокруг вроде бы почти современность (плюс-минус век в деревенской глуши вообще слабо изменяет обстановку), но при этом существует, хотя и не столь афиширует себя, Святая Инквизиция. Существует не случайно. Хотя в мистику верят и не все, особенно в просвещенном Лондоне, но то и дело возникают слухи о ведьмах, о вампирах, и эти слухи имеют под собой основание. В итоге эдакая мелодрама (свадьба провинциальной девушки и богатого столичного графа, о котором многое известно лишь по его собственным рассказам) обращается детективом, а затем и "готическим триллером"...
Это скорее жизнь, а не игра. Каждый полностью уходит в действие, забывая что находится на самом деле в центре Москвы. Очень сильные и необычные ощущения. Пытаешься что-то совершить - что-то получается, но при этом часто совсем не то, что ожидал - как и в жизни - далеко не все удается сделать по разработанному тобой сценарию. Иногда сценарий сам может увести в такие дебри! Можно бежать с любой скоростью, но от собственной тени ускользнуть не удается. Вообще состояние, испытанное тогда на "кухонке" (а названа она так, потому что проводится в домашних условиях - пара комнат, коридор да кухня). Так вот это состояние напомнило мне один из рассказов Кортасара. Человек приходит в театр, смотрит представление, представление ему в общем-то не особо и нравится, но нужно просидеть до конца, поскольку билет куплен, деньги уплачены, да и не зря пришел ведь. И в первом антракте к нему подходят три человека и ведут за кулисы. Он думает, что какое-то очередное социологическое исследование или что-то подобное. Но не тут-то было - его обряжают в костюм и говорят, что он сейчас должен будет выйти на сцену. Он волен делать в некоторых рамках все, что угодно, а за эти рамки остальные актеры просто не дадут ему выйти - не дадут слишком далеко отойти от сценария. Его выталкивают на сцену, он машинально ведет диалоги. Ему все странно и даже жутко, а повернуться к зрителям и крикнуть в зал о том, что происходит, тоже не хватает решимости. И тут, улучив момент, актриса, играющая роль его жены, тайно от всех умоляет: "Не дай ИМ меня убить!" Театр оборачивается жизнью... "Я от нее, а она за мной". От жизни не убежать - да и не стоит: слишком вкусная это штука! Многие считают ролевое движение эдаким эскапизмом - уходом от реальности, от жизни. Но есть другое мнение. Жизнь нужно прожить во всех ее проявлениях, дабы получить максимальную амплитуду ощущений. И это лишь один из способов. Слушаем еще одну песню Йовин.
Время наше подходит к концу, передача немного обрезанной вышла - не всё успели послушать, что я планировал. Ну, будет повод вернуться! Будут наверняка отдельные передачи о тех авторах, песни которых звучали сегодня в эфире, и о тех, кого мы не успели послушать. Следующее тысячелетие длинное - надеюсь, всё успеется. Так что продолжайте нас слушать по четвергам на "Радио-Пик". Ну а, возвращаясь к родным пенатам, к родному Иркутску, хочу пригласить вас на несколько концертов, которые будут проходить в бард-кафе "Менестрель". Завтра будет выступление уже упоминавшегося в нашей передаче Олега Медведева. В воскресенье также будут выступать представители Творческой студии "Полнолуние" с программой "Увидеть горы". Горы на самом деле можно будет увидеть, поскольку в этот вечер одновременно с исполнением песен будут демонстрироваться слайды с видами красивых заоблачных мест. Ну а в субботу будет выступать солист группы "Фэйбл" Роман Калинин. Вот программа на ближайшие три дня, ну а дальше видимо вам уже будет не до программ - елочку наряжать надо, затем Рождество, Новый год (да еще какой!), снова Рождество - празднества, празднества, празднества! Дай Бог, чтобы у вас всё было хорошо! Как встретишь год, так его и проведешь! Ну а тут мало того - как встретишь тысячелетие, так его и проведешь! Удачно вам встретить, чтобы и потом... Ну а завершает программу песня, ставшая даже в чем-то культовой в ролевой среде, песня Олега Медведева (еще раз приглашаю завтра в 19.30 на концерт!), которая называется Джимми. Всем удачи! Всем пока!