Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
Аэропорт - граница сна.
Аэропорт - граница яви.
Игрой холодного ума
С границей жизни сопоставим.
Остекленевшие глаза
И осознание потери,
Что так возможна стала "за",
Как невозможна была "перед".
По эту сторону стекла,
Окна, вбирающего взгляды,
Толпа на погруженье шла,
Неся билеты как награды.
Лежу на льду, смотрю под лед,
Где странною огромной рыбой
Тебя глотает самолет -
Крылатый оборотень, либо
Посланник дна иных небес,
Немой гонец из прошлой жизни,
Звездный планктон жует телец
В непрекращающейся тризне.
Блесною бледная луна
Висит во мгле, а, может, виснет...
Аэропорт - граница сна.
Аэропорт - граница жизни.
Не случайно мы начали передачу с этого стихотворения.
Крылатый оборотень может не только проглотить, но и выплюнуть в иной точке пространства, в Москве, например. И вот сегодня в студии мы находимся с Сашей Филатовым, который почти месяц находился в Москве и сегодня расскажет нам, что творится в стольных городах, как там живет авторская песня. Звоните по тел. 43-24-14, задавайте вопросы, по возможности ответим. Любые мнения, пожелания также очень приветствуются: 43-24-14.
Но стихотворение это прозвучало не только из-за того, что связано с аэропортом, самолетами и воздушными путешествиями, в целом. Прозвучало оно - и как-то всерьез отложилось в памяти, задело! - именно в Москве на концерте Николая Якимова и Евгении Логвиновой. От Жени огромнейший привет всему Иркутску, а всем радиослушателям передачи, которая и появилась благодаря ее и Сергея Корычева стараниям, в особенности! Она очень надеется, что удастся как-нибудь выбраться в родной Иркутск. Ну а пока послушаем песню, которая, насколько мне известно, на Иркутских радиостанциях еще не звучала. Стихи Виктора Сосноры, "Письмо из леса-2".
Эта песня звучала и на концерте в Москве, правда, в исполнении Николая. Правда, ИМХО, Женя исполняет ее лучше. Вообще, эта песня - одна из моих самых любимых. Зато многие песню в дуэте наоборот очень многое приобрели. Цикл песен Николая Якимова на стихи Иосифа Бродского был, наверное апофеозом концерта. Это была цельная программа - песни переходили одна в другую. Вообще, в Москве многие авторы оформляют хотя бы часть своего выступления таким образом. Женя Логвинова играла на рояле. Очень надеюсь, что когда-нибудь все это будет записано и мы сможем продемонстрировать это в эфире. Хотя, конечно, когда действо происходит в паре метров от тебя впечатление неизмеримо большее! Сильнейшее впечатление! О месте происходящего расскажу чуть позже - стоит того - а пока послушаем еще одну песню, песню из другого (в некотором смысле даже противоположного) проекта, в котором принимают участие Женя Логвинова и Николай Якимов - это проект Алексея Брунова - песни Юрия Визбора в аранжировках Алексея Брунова, Дмитрия Земского (не путать с Андреем Земсковым!), Николая Якимова и Евгении Логвиновой. Этот проект собрал достаточно много людей - в этом смысле чем-то напоминает знаменитые "Песни нашего века". Ну, чем говорить, лучше послушать. В данной "Зимней песне" Николай Якимов играет на гитаре, а Женя исполняет партию бэк-вокала.
Да, происходило все в театре песни Виктора Луферова "Перекресток". Совершенно замечательное место. Первым делом, как я приехал в М., все друзья стали советовать: "Сходи в "Перекресток"! Располагается он в подвальном помещении, которое, конечно, теперь обустроено и ухожено. Небольшой зальчик мест на 80. Сцена прямо перед зрительными рядами. Полное ощущение присутствия. А на сцене ежедневно что-то происходит. Передо мной программка "Перекрестка" на февраль... Действительно, практически ежедневно. И во всех жанрах - театр Виктора Луферова действительно стоит на перекрестке всех жанров: авторская песня, нечто более близкое к року (хотя где граница?), гитарные виртуозы и инструментальные группы (от классики до кельтских мотивов и от фламенко до психоделики), театральные представления, вечера поэзии - все что угодно, то что интересно, со вкусом сделано (а вкусы бывают разные!) и что не создано для коммерческой сцены.
Тут же рядом коридор, где продаются сотни кассет (даже видимо больше, чем в Центре авторского творчества - главном месте авторской песни всея России) - здесь просто круг интересов пошире.
Коридор переходит в небольшой бар, где всех угощают чаем с сушками (пиво не продают - возникли трения с особо вредными жителями соседних квартир - отсутствие пива было удачным компромиссом - ничто не изменилось по сути, а соседей ублажили). Здесь же можно пообщаться с выступающими авторами.
Был бы концерт в каком-нибудь ГЦКЗ "Россия", как бы я дал весть Жене Логвиновой? - даже привет не передать - записки в Москве на концертах не особо распространены. А здесь - все так удачно! Заодно на концерте встретился с Максом Козловым. Он, как вы помните, летом приезжал в Иркутск, почти месяц здесь провел, несколько раз выступал на концертах "Полнолуния" и на фестивале на Дачной. С тех пор он защитил диссертацию и стал лауреатом конкурса, проводимого "Московскими окнами" - это, кто не знает, крупнейшая фирма, занимающаяся записями авторской песни. Здесь же удалось познакомиться с Еленой Фроловой. Сейчас прозвучит песня "Проплывают облака" на стихи Иосифа Бродского с одноименного диска Елены Фроловой - она уже звучала в Корычевских программах, но уж больно песня хорошая.
Есть большая надежда, что Елена Фролова вскоре выступит с концертами в Иркутске. Хотя загадывать не будем. Пока. А побывать на ее концерте - это, конечно, событие. Из всех моих московских событий одно из самых больших, если не самое. Одно дело слушать песни на кассетах и совершенно другое впитывать вживую. Слов нет - одни эмоции! Концерт, правда, проходил в другом месте - на малой сцене Театра на Таганке.
Есть несколько человек, говорит она, с которыми у меня, если не родство душ, то что-то очень близкое к этому. В их число входит и Яна Симон. Впервые я услышал Яну в их совместном эфире на "Радио России" и принял за Елену Фролову - и в голосах много общего и в манере исполнения. Я был недалек от истины. В последнее время Елена Фролова часто выступает вместе с Яной Симон. В том числе, Яна появилась в заключительной части концерта в Театре на Таганке. Елена играла на гуслях, Яна на флейте, исполнялась песня на стихи Яны Симон, музыка Елены Фроловой, "Жар-птицы".
На концерте Яны Симон в паре с замечательным гитаристом Александром Марченко в том же "Перекрестке" я тоже побывал, но, как вы заметили, рассказ сегодня носит несколько обзорный характер. Он к тому же является некоторым анонсом наших последующих программ. Всем тем, кто упоминается сегодня, будут посвящены отдельные "сольные" программы. В них мы уже и расскажем подробнее, приведем все, от биографических данных до баек, сплетен в хорошем смысле этого слова, ну и песни удастся послушать в большем объеме.
Пока, правда, мы говорили только о людях, входящих в содружество "Азия"... - все упомянутые личности, даже включая в какой-то степени (неассоциированного члена что ли?) и самого Виктора Луферова, и многих еще - Александра Иванова с Калининграда, Александра Деревягина с Челябинска. Продолжать можно долго...
Сделаем поворот. И послушаем мы песню группы, на концерте которой я был опять в том же "Перекрестке". Уже полчаса прошло, а речь всего об одном месте в Москве (и всего лишь третий концерт!) "Белая Гвардия". "Игра в бильярд"
Песня с нового альбома "Белой Гвардии", шестого по счету, "Это все ты". По прозвучавшей песне была названа новая программа БГ, которая должна была быть представлена в большом уже зале (БГ, как и Елена Фролова - это уже мэтры АП) "Политехнического музея". В "Перекрестке" же за несколько дней до этого была не то, чтобы репетиция (состав песен, говорят, был все-таки немного другой), но некоторое пре-выступление в камерном составе - втроем: Зоя Ященко, Павел Ерохин (флейта) и Дмитрий Баулин (гитара, бэк-вокал, губная гармошка и все одновременно, что самое поразительное! - как Юлий Цезарь).
Не зря говорят, что репетиция подчас интереснее и живее самого мероприятия. Ожидания оправдались. Были и песни, и истории, и копание в гороскопах и корнях имен участников, и даже песню "Белая Гвардия" (известную также как "Когда ты вернешься" - уже легендарную, поющуюся на почти всех выпускных балах) выпросили.
Теперь выйдем из "Перекрестка" и оглянемся в поисках других интересных мест.
Можно плавно перейти из театра песни в бард-кафе. Достаточно долго уже в Москве работало известное бард-кафе "Гнездо глухаря". А в прошлом году открылось еще одно "Беседка", в которое я и попал, увидев, что в нем будет вечер Александра Мирзаяна...
Еще одно место, о котором, правда, уже упоминалось, - Центр авторского творчества. Там я побывал дважды - в простой рабочей обстановке и на концерте Михаила Щербакова - давно хотел, вот, свершилось. А в первый раз я поехал, в общем-то, билеты покупать - и очень правильно сделал - зал в ЦАТе небольшой - дай Бог, 200 мест и билеты на Щербакова (тем более, что даже в Москве проходят в последнее время не столь часто) были распроданы за 2 недели. Но мне еще достались.
В обычные дни ЦАТ работает, как крупнейшее в России место где продаются кассеты, книжки и прочие аксессуары по АП. Естественно, устоять я не смог - набрал кассет книжек "по самое не хочу". Там же висят всевозможные афиши, флаеры и приглашения на концерты. Благодаря этому замечательному явлению, я и узнал о множестве событий Московской культурной жизни - да и не только Московской. Гляжу, информация о Москве, о Питере и вдруг что-то знакомое - приглашаем 25 февраля в "Баргузин" на концерт Юрия Кукина - ну, думаю, и дома что-то происходит!
Концерт поразил тем, что Михаил Константинович (так обращаются к Щербакову в записках, поскольку концерт был дуэтный - вдвоем с другим Михаилом, Стародубцевым), так вот, Михаил Константинович обернулся в прошлое и исполнял много песен, который не звучали со сцены уже лет 10-15. Вот "Шансон", например. Недавно вышла одноименная кассета архивных записей. А здесь эти песни звучали со сцены. Что было очень неожиданно и приятно.
Новые песни тоже исполнялись - одна из них, совершенно новая ("Серенада" или "Испанская песня") прямо-таки овацию вызвала - но не рискну я сегодня вывести ее в эфир - качество записи на диктофоне все-таки совершенно не для радио.
Сама атмосфера была очень приятной. Как и ходил легенды, Щербаков выходит на сцену, садится за столик, раскладывает большую папку с текстами песен. И вообще старается быть совершенно бесстрастным сторонним наблюдателем. Тем не менее, в зале это отчужденность практически не чувствуется даже новыми зрителями.
Зрители в огромном количестве пишут записки, что для Москвы достаточно непривычное явление. Мэтр периодически их собирает, мгновенно и блестяще отвечает, чем вызывает громкую реакцию публики. Например,
"А не пишите ли Вы просто музыку?" - (с грустью) "К сожалению, я знаю слишком много слов"
"По поводу "зачем так злобен род людской - так это просто год такой" - год это такое английское слово?" - многозначительный взгляд вверх. Ну, ежели так, то в угоду такому Godу можно и гадом стать... - это уже от меня комментарий.
Одна записка очень понравилась самому Щербакову: "Мы с другом спорим уже 2 года(!!!) В песне "Рыба" у Вас рыба на самом деле в стеклянном шаре или просто в круглом аквариуме?!!"
Ну о Щербакове наверняка вскоре сделаем отдельную передачу, в которой уже и подробнее поговорим о записках, и песен побольше послушаем - к концерту вот, например, новая кассета вышла "Избранное. Часть 1", хотя песни старые, в синтезаторной обработке.
Помимо концертов в Москве я встретился со многими знакомыми, старыми и новыми - вышли они нас через интернет (кто не знает, у "Полнолуния" есть достаточно обширный сайт по адресу polnolunie.baikal.ru). :) Один из таких друзей - это Лин Лобарев. Личность в определенных кругах даже легендарная, хотя во всех прочих совершенно неизвестная. Он выпустил, наконец, этой осенью студийную кассету "Поединок с небом". Песня оттуда сейчас и прозвучит.
Здесь возникают уже вопросы о смешении жанров. И мы с самого начала заявляем, что ни в коей мере не являемся борцами за чистоту жанра и будем вставлять в передачи многое из того, что по крайней мере к классической авторской песне никакого отношения не имеет. Что-то уже достаточно близко к року, что-то к "этно"... Куда, например, отнести песни под гусли на духовные стихи Елены Фроловой? Или Ольгу Арефьеву? Или Сергея Калугина? - о них сейчас пойдет речь. Вообще, если считать авторской песней то, что сочинено и исполняется одним и тем же человеком - автором, то, дейтвительно, и Кая Метова можно отнести к АП. Под другие определения - то, что вышло из "песен у костра" или "городского романса" очень многое не подпадает. Скорее многое можно охарактеризовать как авторская песенная поэзия... Хотя тоже не все - не все.
Но вернемся к Ольге Арефьевой. Первым делом, приехав в Москву и попав в район МГУ я увидел ее афиши. Афиши причем сделаны один в один как афиши на концерт Олега Медведева и Андрея Земскова - тот же шрифт, расположение, оформление - даже глаза протирать пришлось, пока текст не прочитал - Олег, наверно, громко ругается у себя дома, если передачу слушает - не любит он Арефьеву.
Концерт проходил в ЦДХ. Проходила презентация очередного диска Арефьевой "Регги левой ногги" (именно так, с двумя "Г"). До начала на большом экране над сценой показывали клипы и записи с концертов. Во время затемнения после очередной показанной песни на сцене появился Ольга и вся группа "Ковчег" и под следующий клип уже играли вживую. Ну а затем начался сам концерт. Большей частью играли старые и новые регги - презентация диска-таки. Но мы сейчас (просто под настроение) поставим несколько другую песню.
Да, на гитаре в этой песне играл Сергей Калугин. На мой взгляд один из самых интереснейших авторов России. Подробнее о нем (просто сейчас времени нет) расскажем в одной из следующих передач. Ну а, дай Бог, и в Иркутске увидим.
Лишь один штрих. Сергей Калугин - единственный, насколько я знаю музыкант, выпустивший диск, на котором была бы записана единственная песня в супер-акустике - а-капелла, звучали его стихи, а все остальное тишиной явно не назовешь.
История простая - очень не хотелось петь на концерте, зато было что сказать. И результат: за пару дней до выходил из метро, упал, очнулся - гипс, играть не сможет. А народ соберется. Что делать? Пришел. Предложил вопросы задавать и сам очень многое рассказал. В итоге решили со всем этим диск выпустить. Потрясающе интересно. Слушается на одном дыхании.
В заключении программы прозвучит песня "Рассказ Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу", песня длинная, надеемся, что удастся дослушать ее до конца, иначе это будет как роман, оборванный на самом интересном месте. А перед этим Сергей сам расскажет, что это за легенда и как вообще песня родилась.
Вот такая история. И в таком духе весь диск.
Ну а мы прощаемся с вами, приглашаем еще раз на концерт Юрия Кукина. Завтра в "Баргузине" в 19 часов.
Через неделю будет продолжение рассказа Ольги Фоминой об Александре Вертинском. Первая передача была очень интересной. Так что всем-всем-всем - примите к сведению. Да, небольшая поправочка в предыдущей передаче Ольга упоминала статью некоего Руслан Бажина - это именно Руслан Бажин из "Полнолуния".
Мы в эфире через 2 недели, скорее всего будет обзорный рассказ по творчеству дальневосточных авторов, возможно Олег Медведев расскажет о своих Хабаровских гастролях. Слушайте нас каждый четверг в 20.30!
До новых встреч! Счастливо!
В эфире Сергей Калугин.