Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

Передача-14 (о творчестве "Ивасей")


"В Аэропорту Минводы"

Александр Филатов: Добрый вечер! В эфире нахожусь я, Александр Филатов, и мы начинаем передачу Творческой студии "Полнолуние" "Полшага до песни". Точнее, передача уже началась, и уже прозвучала одна песня того дуэта, о котором у нас поудет сегодня речь. Дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева, в простонародье - "Иваси". Как-то в последнее время я рассказываю о дуэтах - в прошлый раз о женском дуэте "Ночные Снайперы", а теперь вот мужской дуэт "Иваси". В передаче сегодня будет много разных баек от Ивасей, историй, впечатлений, ну и, конечно, самих песен. И вот первая байка, связанная с проблемой идентификации авторов. Действительно, на концертах (а один из них проходил в Иркутске пару лет назад, так что я могу основываться на собственном опыте), так вот выходят на сцену 2 человека, вроде и непохожие друг на друга, но путаницы это почему-то не убавляет. А уж если один из них сбреет бороду или второй - отрастит! И зрители пишут в записках: "Так кто из вас кто?" (Ивасям вообще пишут много записок, их мы еще коснемся) Иваси дают ответ примерно как в Вахтанговском спектакле "Принцесса Турандот". Там, чтобы отличить зайца от зайчихи, нужно взять его за уши и отпустить. Если ПОБЕЖАЛ - значит, заяц, а если ПОБЕЖАЛА - то зайчиха. Ну и здесь аналогично. Нужно очень внимательно смотреть на сцену. Если на сцену кто-то ВЫШЕЛ - то это Васильев, а если ВЫШЛО - Иващенко! С такой байки мы начали сегодняшнюю передачу, а продолжаем ее наиболее, может быть, известной песней Ивасей, ставшей даже некоторым таким хитом...


"Приходи ко мне, Глафира"

Такая вот песня про "кусочек сыра" и "два кусочека колбаски". А песня имеет под собой реальную основу. Глафира - это не кто иное, вернее, не кта иная, как дочь Георгия Леонардовича Васильева. И песня была сочинена им, когда Глафира (а на самом деле она Аглая) ходила в детский сад, и ее там дразнили этим именем. Чтобы было не так обидно, была написана песня. Песня ко всему получилась очень злободневной - если кто еще помнит, было такое ужасное время, когда продуктов в магазинах совсем не было, люди питались подножным кормом, а тут вот упоминаются и сыр, и колбаска... А в начале 90-х годов на Украине песню хотели запретить совсем из-за фразы "Лучше быть сытым, чем свободным" - политические лидеры поняли ее по-своему. Но слушатели, конечно, не дали это сделать! А строчка "Приходи ко мне, Глафира, приноси кусочек сыра" вообще пошла в массы, и все стали подстраивать ее под себя. Так появились варианты: "Приходи ко мне, Людмила, приноси кусочек мыла", "Приходи ко мне, Лариска, приноси кусок сосиски" и так далее. Много чего народ придумал. Сейчас даже Иваси в интернете проводят такой конкурс, придумавший наилучшее двустишие на эту тему еще и приз получит. Такая история. Ну, что-то я заговорился. Время уходит. Послушаем еще одну песню как раз про время.


"Ах, время, время!"

Да, время летит, и несмотря на то, что на улице еще стоит солнечная погода, о которой как раз и пелось в этой песне, но сентябрь уже наступил. А в сентябре начинаются занятия и у школьников, и у студентов, и у преподавателей. Первое сентября наступило! День знаний, с которым я вас всех, может чуть-чуть запоздало, но поздравляю. Все усиленно грызут гранит науки. И Иваси когда-то тоже его грызли. Они учились в главном вузе страны, в Московском университете. Лучшими годами жизни считают это время. И, конечно, не могли они не отразить это в своем творчестве. Родилась такая песня, посвященная альма-матери ("кормящая мать" - дословный перевод с латыни, так издревле называли университет).


"Альма-матерь"

Что-то я зарапортовался, и даже не объявил телефон студии - передача идет в прямом эфире, и вы можете звонить нам и задавать какие-то вопросы про Ивасей или высказывать свое мнение о прослушанных песнях. Телефон: 43-24-14. Хотя в последних передачах звонков не было, но может сегодня эта традиция будет нарушена. А, продолжая рассказ об Ивасях и об их студенческих годах, могу сказать, что учились они на географическом факультете. Оба. Поэтому у них в песнях встречается и море, и горы, и даже Соловки - эта песня еще прозвучит. Георгий Леонардович занимался экономической географией - наверное поэтому он стал большим бизнесменом (о работе мы поговорим попозже), а Алексей Игоревич Иващенко занимался физической географией. Может поэтому есть и песни про горы, про Тянь-Шань, например. Ну учеба - не единственное, чем славен университет. Погулять студенты тоже ой как любят! И есть один замечательный день в году помимо первого сентября - это Татьянин день, 25 января. В Татьянин день раньше студентам разрешалось очень многое. Еще до революции городовые в этот день студентов не трогали, они могли гулять и позволять себе всяческие разности, их пускали в такие места, откуда в обычные дни погнали бы при одном виде, например, в ресторан "Националь". Татьянин день - это еще не просто день всех студентов, но и день освящения Московского университета, и поэтому Ивасям не могли однажды не заказать некую такую оду Татьяне, что они с удовольствием и сделали. При этом они (не знаю уж кому пришла в голову эта безумная мысль!) назвать Татьяной селедку. Мало того, ее посадили в бочку. Ну в бочках, в принципе, разные интересные люди и жили, типа Диогена, но помимо всего прочего у Татьяны не было головы. А она еще и целоваться при этом умудрялась, уж не знаю, каким местом! Ну, лучше песню послушать.


"Баланда о селедке"

Все это, кстати, называлось "Баланда о селедке" - такой рыбный жанр. Ну а название дуэта "Иваси" видимо пришло в отместку от Татьян. Не понравилось Татьянам, что их поселили в бочку, да еще и голову отсекли. Но сколь бы ни было нам жалко Татьян, но есть у Ивасей еще более "жалистные" такие песни.


"Бедное Му-Му"

Только и остается надеяться, что в следующей жизни утопшее Му-Му переродится и станет, если не человеком, то кем-то более близким к счастью, чем утопленная собачка. У Ивасей есть песня про реинкарнацию. Называется "Я жил". В ней говорится, что все мы представляем собой единое такое существо, все мы всего лишь его воплощения. Целая теория развита. А по поводу этой песни есть одна интересная записка. Некий школьник, написав сочинение, эпиграфом вставил строчки из этой песни Ивасей. Учительница, естественно, поинтересовалась, а кто такие Иващенко и Васильев. На что получила честный ответ: "Поэты". Учительница, недолго думая, спохватилась и вспомнила, что "Да, были такие поэты Серебряного века"! Так что мы слушаем песню поэтов Серебряного века.


"Я жил"

Ну а, поскольку все мы одно единое большое человечество, то все песни, получается, написаны каждым из нас, и возникает вопрос к Ивасям, а песни, написанные в других воплощениях вы пишете? Они отвечают: "Мы чужие песни не исполняем - исполняем только свои, а поем самые разные". Различие здесь в том, что исполнение песен - это исполнение их на концертах, а петь песни можно в узком кругу, на каких-то вечеринках, гулянках, празднествах. На этих самых вечеринках очень хорошо идут самые разные песни - Иваси знают их огромное количество, - и не последнюю роль здесь играют песни Юрия Иосифовича Визбора. Иногда очень хочется петь не свои песни, а именно Визборовские - настроение у них какое-то особенное. Сами Иваси тоже попытались написать стилизацию под Визбора. Получилось неплохо, но в день первого исполнения умер Юрий Иосифович Визбор. И подражание стало посвящением.


"Погиб ли тот фрегат..."

Очень хочется пожелать всем радиослушателям, чтобы это последнее "А вдруг" никогда не гасло, чтобы оставалась надежда на что-то лучшее и светлое. Ну, начинали с "Альма-матери" и вот куда пришли. Кстати, все песни прозвучавшие были с диска, который называется "Альма-матерь". И вышел он на пару с другим диском "Бережкарики". Вышли они в очень интересном оформлении. Поскольку "Иваси", то и диски должны быть особенные, и вместо обычной квадратной коробочки они хранятся в банках из-под рыбных консервов. Специально сделаны, кругленькие, соответствующего размера, и на них даже всякие артикулы можно найти. Эта пара дисков вышла 3 года назад совместно с книжкой "Глафира и Ко". Из нее я много информации и взял - очень интересно написана, ну и ко всему там есть все песни с этих двух дисков с аккордами и даже нотами. История создания книжки тоже довольно интересная. Раньше то и дело к Ивасям подходили люди и просили разрешения на издание Ивасевского сборника - заработать на новые гитары. Старые гитары - это вечное наказание, и ради таких благих целей Иваси разрешение давали. Вскоре обнаружилось, что по числу экземпляров средств должно было хватить не только на гитару, но, как минимум, на рояль. При этом даже песни частенько оказывались чужими, не говоря об отдельных словах и аккордах. Так что Ивасям в конце концов пришла в голову мысль издать что-то официальное. Вот и вышел комплект: 2 диска и книжка. Второй диск, как я уже говорил называется "Бережкарики" - такие существа, обитающие на бережку реки. Песня про них сейчас и прозвучит.


"Бережкарики"

Ну это дети, конечно, назвали "Бережкариков" "Бережкариками". Никто из Ивасей и не думал, что напишут о них песню. Но вот родилось такое слово. Может быть это произошло из-за большого количества текста в единицу времени, произносимого Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. На это у них есть даже собственная автопародия, двустишие: "И рифмы так трудно усваеваемы, что их понимаем едва и вы, и мы" Если только кто-то сейчас что-то разобрал! :) А всяких замечательных персонажей в песнях Ивасей довольно много. У каждого автора есть свои любимые герои: у Бориса Борисовича Гребенщикова, например, капитан Воронин, в "Полнолунии" народ восхищается Карлсонами, а у Ивасей есть такой культовый персонаж Дворник Степанов, который даже летать умеет.


"Дворник Степанов"

Эта песня даже некоторые проблемы создала в совместном творчестве Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Написал ее совершенно самостоятельно Алексей Иващенко, а Георгию Васильеву она совершенно не понравилась. Он даже сказал, что большей "бесамамучи" Алексей Иващенко никогда не писал, а есть надежда, что не будет и впредь. А песня пошла в народ, стала культовой, и приходилось ее петь вдвоем на концертах. Так что пришлось Васильеву перебороть себя и теперь он говорит, что иногда так приятно попеть даже "полное бесамамучо". А совместное творчество издревле проявлялось в культурных и научных кругах. Ильф и Петров - писали книги. Тот же Петров совместно с Водкиным - рисовали картины, Бойль и Мариотт - открывали законы физики. И Иващенко с Васильевым - очередной наглядный пример. Иногда они пишут по четверостишиям, одно - Алексей Иващенко, одно Георгий Васильев, иногда просто стыкуются и оплодотворяют друг друга всякими умными мыслями. Не зря говорят, что ум хорошо, а два лучше. Такие две палаты ума у них имеются.


"Ума палата"

С совместным исполнением песен тоже есть сложности. Сами "Иваси" говорят: "Хотите верьте, хотите нет, но мелодии многих своих песен мы и сами толком не знаем, и годами упрямо поем каждый свою мелодию. Кому-то это режет слух, а кому-то может быть кажется, что здесь есть двухголосие. Но так или иначе, а публикой это было оценено. "Иваси" - одни из наиболее известных и поющихся представителей авторской песни. Ну и, как я уже сказал, такая двойственность дает иногда очень плодотворные идеи. Например, есть песни с очень неожиданными концовками...


"У штурвала"

Вот так "Иваси" уели некоторых не в меру активных представительниц прекрасного пола. Ну не примите это все всерьез. К вам это может быть и не относится. Но такая вот песня. И на этой песня, как, впрочем, и на нескольких предыдущих с диска "Ума палата" уже слышная некоторая аранжировочка. Помимо двух гитар здесь можно услышать синтезатор. Это все было сделано благодаря Алексею Иващенко. И даже Георгию Васильеву, несмотря на весь его сарказм, это все очень даже понравилось. И вот что он даже написал на вкладыше диска: "Мне хочется от всего сердца поблагодарить Вас, Алексей Игоревич, за этот альбом. Если бы не Ваша самоотверженность, пели бы мы наши песни под гитару до скончания века. Спасибо за то, что Вы заставили их звучать по-новому, несмотря на хронический недостаток времени и музыкального образования. Вы оказались не так ленивы, как я думал. Беру все свои слова обратно. И еще отдельное Вам спасибо за то, что не убили меня, когда я давал Вам полезные советы под руку". На что Алексей Иващенко не преминул ответить: "Позвольте, Георгий Леонардович, выразить Вам свою признательность за Ваш природный оптимизм, жизненный опыт и неоценимый вклад. Вы принесли оригинальные музыкальные и поэтические идеи, которые сделали наш альбом намного живее и смешнее. Мне было по настоящему приятно работать с Вами над записью, хотя на Вашей основной работе Вас считают умным и солидным человеком. Боюсь у Вас симптомы раздвоения личности и Вам надо показаться врачу". Ну о работе мы поговорим после еще одной песни.


"Соловки"

Ну вот, начнем с Георгия Леонардовича - у него послужной список, наверное, больше. Как я уже говорил, после окончания университета он работал в сфере науки. Причем экономическую географию СССР он изучал в основном в зарубежных командировках. В течение этого времени, видимо, познакомился со многими людьми и решил заняться политикой - работал председателем райисполкома Октябрьского района Москвы. Там завел очередные знакомства и спустя несколько лет ушел, став президентом Московской товарной биржи. Такие мало связанные с творчеством работы. А по поводу Московской товарной биржи хочется еще сказать то, что она являлась долгое время спонсором передачи "Спокойной ночи, малыши!" Так что благодаря Георгию Васильеву мы могли видеть каждый вечер Хрюшу и Степашку. А сейчас Георгий Васильев занимается еще одним делом. Все, наверное, слышали про сотовую связь Билайн. Именно с ней связана нынешняя его деятельность. Так что с утра до вечера занятый человек. Остается только удивляться, когда он еще успевает песни писать. Такие, как следующая, например.


"Письмо к..."

Ну а Алексей Иващенко сделал карьеру на телевидении. При этом ни разу не появился на экране, разве что может изредка в связи с концертами промелькивал. Он озвучивает различные иностранные фильмы. Причем началось это дело с "Гамлета", был такой Американский фильм лет 8 назад. И там Алексей Иващенко озвучивал Горацио, друга Гамлета. В связи с этим у него даже целый цикл двустиший появился. Вот парочку из них даже приведу:
"Есть многое на свете, друг Гораций, ради чего не хочется мараться",
"Есть многое на свете, друг Гораций, в чем без бутылки нам не разобраться".
И опять-таки есть конкурс в интернете на завершение этого двустишия. Нужно придумать вторую строчку. И кое-что из присланного я даже запомнил:
"Есть многое на свете, друг Гораций, что, если дернуть, может оторваться",
"Есть многое на свете, друг Гораций, но как не хочется за все за это браться!"
Последнее, видимо, как раз про огромное море работ, которыми занимаются Георгнй Васильев и Алексей Иващенко. Помимо озвучивания фильмов и сериалов, Алексей Иващенко озвучивает различную рекламу. Так что если мы слышим про разные вкусные батончики да Пепси, то это работа Алексея Игоревича. Поэтому Мировой Капитал просто обязан памятник ему прижизненный поставить с соответствующей добавкой в валюте. Пока почему-то Алексей Иващенко ничего не дождался, поэтому и написал довольно злобную песню про "ихнее" и "наше".


"Ихнее и наше"

Прозвучавшая песня с совершенно нового альбома "Ивасей", который называется "Припадки молодости". Двойной альбом. Первая часть его называется "Предпоследний", а вторая - соответственно, "Последний". Надеюсь, что это не последний альбом "Ивасей", а всего лишь крайний. Многие авторы не любят слово последний, чтобы не сглазить (а вдруг и впрямь окажется последним), они употребляют слово "крайний". На этом альбоме мы уже слышим множество живых инструментов. У "Ивасей" была древняя мечта: помимо такого шестиструнного оркестрика из двух гитар, присовокупить что-нибудь более звучащее, чтобы, как минимум, присутствовал ритм, соло и бас. И это мечта наконец-то сбылась. "Иваси" нашли двух замечательных музыкантов, которые им помогли. Виталий Соломонов играл на контрабасе, а Эдуард Зизак был барабанщиком. Записали вместе альбом, еще одну песню с которого мы сейчас поставим.


"Перья от павлина"

Последним альбомом "Ивасей" мы и завершаем передачу об этом дуэте. Информации больше нет. Зато есть информация об Иркутске - что происходит в нашем родном городе. В бард-кафе множество событий намечается на завтра и на последующие дни. Завтра в 7.30 вечера будет выступать Олег Медведев. Для некоторых он в представлении не нуждается, ну а остальным очень советую сходить - не пожалеете! В субботу в кафе будет Андрей Жуков. Приходите, тем более что вход совершенно бесплатный. На следующей неделе будет целых 2 вечера романсов, если не ошибаюсь. Под аккомпанемент фортепиано их будут исполнять в понедельник Ольга Румянцева, а в четверг - Ольга Горбовская. В среду будет вечер авторской группы "Перекрестки". Тоже очень рекомедую и сам несомненно буду. В пятницу на сцене будут они же в компании своих друзей, будут такие творческие посиделки. Во вторник, 12-го числа будет лидер группы "Шок" Владимир Кормилицын, совместно с Олегом Мухардановым он будет выступать с проектом "Удача". А в субботу ожидается совершенно необычное событие. К нам приезжает Вероника Долина, и в субботу она будет выступать в бард-кафе. Ну а те, кто не попадает в бард-кафе, приходите на концерт Вероники Долиной в "Баргузин". Все-таки это классика авторской песни, события такого масштаба очень редко в Иркутске бывают. Вот и Вероника Долина у нас впервые. Еще летом должна была приехать, но не получилось. Зато вот сейчас... Так что ждем следующих выходных. Об остальном в наших следующих программах. Через неделю в эфир выйдет Ольга Фомина. Она расскажет о впечатлениях о "Третьем глазе", такая культурная акция проводится сейчас в Иркутске - там участвуют все: и поэты, и художники, и музыканты, в том числе есть немало мероприятий, связанных с жанром авторской песни. Ну а мы встретимся через 2 недели, 21 сентября, так же в 20.30. И, видимо, будем чередовать передачи о классической авторской песне с передачами о так называемой субкультуре. Поэтому через 2 недели мы расскажем о Питерской группе "Зимовье зверей". О ней я уже упоминал в прошлой передаче, посвященной "Ночным снайперам". Такая пограничная область - авторская песня, чистая поэзия и акустический рок. Надеюсь, что кто-нибудь из сегодняшних слушателей включит приемники и в следующий раз. Ну а на этом я прощаюсь с вами. Всего доброго! Осталось только в завершение трудового дня выпить по кружке пива...


"Пора по пиву"