Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
В череде собирателей новых мозаик из кусочков состоявшихся культур, иркутский автор Олег Медведев - безусловный передовик производства. Мелодизм совэстрады переплетён с исповедальностью авторской песни, тексты полны свойственной року экспрессией; скорость движения по пространству мировой культуры в поиске нужных образов и образцов такова, что времена и события сталкиваются, наползают одно на другое. За строками Лермонтова - музыкальная цитата из Берковского, Маленький принц оборачивается самураем, среди фигурантов разговора кроликов Банни и Роджера, - «самый сквозной Чубайс»... Реальные и выдуманные персонажи мелькают так быстро, что не всегда успеваешь за поворотами авторской мысли.
Поначалу тянет обвинить Медведева в эклектике, но чем дальше слушаешь, тем больше возникающие в сознании картинки утрачивают двухмерность, приобретая объём, пока не приходит окончательное понимание: из кирпичиков разнородных контекстов он выстроил дворец, где комфортно всякому, кто настроился на нужную волну.
А если слово «волна» кажется неуместным, - сразу нажмите «exit», поэтика Медведева включает и более неожиданные вещи. Как вам такой ряд образов?
И только Солнце будило его, дыша в висок,Лексика - не единственный знак времени. Медведев - автор XXI века, владеющий инструментом и ярким мелодическим даром. Он дает начало самым прихотливым гармониям, но чаще берет другим. Ритмичный как метроном, многие песни строит на одном-единственном повторяющемся риффе, - зачаровывает, гипнотизирует слушателя, погружая в открывающееся за шаманским ритмом пространство, ощутимое даже при чтении с листа.
Шептало: «Вставай, ведь такова твоя функция
Во всех попутных мирах, где горит мое колесо
До поры, пока не вытек бензин!»
Святых с загаженной землиНо при всей формальной современности, Медведев - он законченный романтик. «Шаман из непопсовой страны», и в третьем тысячелетии всерьез объясняющий, что «Билли Гейтс не канает супротив Че Гевары». А цитированный до этого «Изумрудный город» - марш, самая частая у Медведева ритмическая структура (есть еще «Марш континентальных электриков», «Марш небесных связистов», «Марш Трансвааль», «Идиотский марш»). Как и положено, местами не обходится без иронии, а то и черного юмора, да и виртуальность некоторая присутствует – на плацу под эти марши строем тяжело шагать - но в целом контраста с бравурными интонациями нет, разве что нарочитая меланхоличность исполнения поначалу кажется несовместима с далеко не политкорректными текстами.
вперед ногами унесли -
похоронили.
И солнца шар за хребет упал,
и стала багровою тропа,
и двери хлопнули
за спиной, как капкан.
И город фрегатом плывет в закат,
надевши лохматые облака
на тонкие шпили.
Ряса и погоны, кривые хари святых,Наверное, главное различие между теми, кто ловит медведевскую «волну», и остальным человечеством, прежде всего, в отношении к миру: готов ли противопоставить его законам свои? Или даже пожить в мире собственном? Граница между эскапизмом и мужеством порой тонка и неуловима... Медведев популярен у толкиенистов и прочих беглецов из мира реального - в мир виртуальной справедливости горних мечтаний. Их сближает усталость «на собачьей вахте ожидания чуда», желание найти уэллсовскую Зеленую дверь и улететь на Алых Крыльях надежды (слова «надежда» и «сказка» часто встречаются в медведевских песнях). Хотя, с другой стороны, какой тут, к чертям, эскапизм?
Буквы и экраны, скользкий ком правоты,
Катится повальная похабная хворь.
Праведное слово как тифозная вошь -
Если ты согласен, значит, ты не живёшь,
Спорь, моя неверная религия, спорь!
О том, что если выбрал поле, так на нем и стой,
Не меняйся в цвете, коль билетик пустой -
Пусть меняет место, кто пойдёт за тобой.
О том, что лучше задохнуться, чем вдыхать этот дым,
О том, что лучше быть коричневым, чем голубым -
Пой, моя упрямая религия, пой!
И будет сон устал, и будет верен Фрейд,Как невольно помянутые Грин, Уэллс, Толкиен, Экзюпери - слава Богу, всех не перечесть, - в своем путешествии по дорогам событий и имён Медведев апеллирует к тому изначальному пониманию добра и зла, что хранится в сердце каждого. У большинства - под семью замками, но затем и песни, чтоб эти замки отпирать. Хотя бы на время концерта или прослушивания записи.
И глупый твой телефон забудет все номера,
Забьёт тупой металл дыханье слабых флейт,
И ты забудешь сон, что приходил вчера.
И будет счастье – блеф, и будет сказка – муть,
И ты пройдёшь босиком, откроешь в ванной кран.
К тебе придёт твой эльф и разорвёт тебе грудь,
И это будет конец твоих придуманных стран.
Статья предназначена для готовящейся к выходу книги Анатолия Обыденкина "Произвольная космонавтика" с вызывающим подзаголовком: "Время колокольчиков: version 2.0." В книге представлены авторы, оказавшиеся за пределами как мифологии "авторской песни", так и мифологии "русского рока". Там же должно выйти большое интервью с Олегом Медведевым и тексты его песен.