Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

Феномен Олега Медведева

Олег Медведев... Уникален этот человек тем, что его творчество нельзя отнести ни к традиционной авторской песне, ни к так называемому «бард-року». В песнях Олега тонко сплелись воедино мягкость и легкость Окуджавы и Галича, а также трагизм и бескомпромиссность Башлачева и Наумова. Особенность Медведева и в том, что его альбомы очень трудно найти в наших широтах. Услышать песни можно, либо скачав их с сайта сибирского творческого объединения «Полнолуние», в которое входит Олег (там же найдете информацию о предстоящих концертах и познакомитесь с рядом талантливых исполнителей), либо посетив концерт, что я, собственно, и сделал.

Как оказалось, в Минске Медведева знают и любят. Свидетельство тому – переполненный посетителями бар «Граффити». Когда я вошел внутрь, свободных мест уже не было, поэтому пришлось весь концерт провести стоя. Казалось бы, невыгодное положение. Однако и в нем было свое преимущество: как только перерыв – первый в очереди за пивом! Но это так, к слову. С Олегом же удалось пообщаться непосредственно перед его выступлением.

– Вы в первый раз в Белоруссии?
– Да, в первый раз.
– Вчера были в Гомеле?
– Нет, в Гомеле не был. Проехал ходом, потому что не успел. Такой плотный график… Не получилось.
– Уже составили впечатление о белорусском пиве?
– Я не люблю пиво, поэтому не составил. На данный момент пиво не пью в принципе.
– Тогда какой любимый алкогольный напиток?
– Водка.
– Давайте поговорим о Ваших записях. Насколько мне известно, их трудно достать даже в Москве и Петербурге. Промоушн отсутствует или ограниченный тираж?
– В Москве, в принципе, они бывают, но только, когда я туда езжу. А так альбомы не продаются нигде – это да. Но их можно спокойно выписать по почте с нашего сайта, творческой студии «Полнолуние». У нас существует такая программа, как «Полнолуние - почтой», и мы высылаем записи наложенным платежом. Так что это не так уж сложно.
– Я обнаружил, скачивая песни из Интернета, что в альбоме «Таблетки от счастья» Ваш голос не такой, как на остальных записях. Почему так?
– А это потому, что в свое время потеряли «мастер» альбома и, когда по новой монтировали в студии звукозаписи, его «забуратинили», грубо говоря, то есть ускорили несколько, потому голос и отличается. На самом деле он такой же, как и всегда должен быть.
– Почему Вы не признаете свои неофициальные «домашние» альбомы?
– Я не то что их не признаю... Я считаю их плохими, потому что они мне не нравятся: плохо спеты и плохо записаны.
– И ремастировать их не собираетесь?
– Нет.
– Вы детскую литературу любите читать?
– Я люблю читать хорошую литературу. Неважно, детскую или недетскую.
– Например?
– Ой, примеров очень много! Приводить не буду. Слишком много!
– Что Вы можете сказать о современной прозе?
– Современную прозу я не читаю, но разве что Лимонова иногда…
– Нравится?
– Кое-что. Рассказы «Американские каникулы» хорошие. Но большинство произведений мне не нравится: чересчур много эпатажа всякого. Ну, а в общем, он конечно мастер, причем очень большой.
– Вот что интересно. Ведь когда человек начинает что-то делать, альбомы записывать, пробиваться, он стремится в Москву. А почему Вы остались в Иркутске?
– Ну… Я не московский человек. В Иркутске уютнее. У меня друзья там, квартира и все остальное. В Москве, конечно, было бы лучше. В прошлом году уже была вполне реальная возможность перебраться в Москву, но… я не представляю, как там буду жить. Я не хочу жить в Москве.
– Что для Вас «андерграунд»? Какое понятие вкладываете в это слово?
– Я этим словом не пользуюсь, но думаю это то, что находится вне шоу-бизнеса. Сейчас андерграунд – это авторская песня, причем хорошая авторская песня. Не Митяев, грубо говоря… Хотя Митяев - это тоже по-своему хорошо, наверное… Но это уже не авторская песня. Это все-таки шоу-бизнес. Это попса, хотя, может быть, и неплохая.
– Я как раз хотел спросить, кто ближе по духу: Сергей Калугин или Олег Митяев?
– Ну Калугин конечно!
– И Вас можно отнести к андерграунду?
– Да, можно.
– Будучи в Москве, попал на концерт Александра Непомнящего, который очень хорошо о Вас отзывался. А что Вы можете сказать о нем?
– Тоже могу хорошо отозваться. У нас в Иркутске он достаточно известен. Многие песни нравятся, правда, у нас нет его качественно записанных альбомов. Но вот сейчас мне подарили. Я надеюсь, что там что-то качественное, а песни очень хорошие.
– Может, Вы принимали участие в фестивале «Оскольская лира»?
– Нет, не принимал, хотя меня все время агитируют, пытаются отправить туда, но не получается. Он летом, а летом я обычно занят, я же работаю! Во всяком случае работал. Сейчас посмотрю. Может уже и перестану на основной работе... А до этого всегда работал, летом занят, так что даже если бы пригласили, я бы не смог поехать.
– А в начале 90-х принимали участие в каких-нибудь фестивалях?
– Нет.
– На сайте написано, что Вы домосед. А что побуждает к гастрольным поездкам?
– Необходимость. Что-то делать надо... или вообще не стоит этим заниматься? Если уж занялся, то...

Теперь несколько строк о самом концерте. Сразу осознав, куда попал, Медведев решил делать не один, как принято, а несколько антрактов. Всего было четыре или пять. Публика внимала каждому слову, одаривая героя бурными аплодисментами после каждой песни. У меня возникли ассоциации с концертами Гребенщикова, праздновавшего в тот день свой юбилей, на которых царит подобная атмосфера, только зал, как правило, вместительнее...

Не забывал Олег отвечать и на записки зрителей, в которых просили исполнить определенные песни или задавали каверзные вопросы о семейном положении и «основной работе». Все действо продолжалось часа три. Никто и не заметил как время пролетело... Напоследок Медведев спел о том, что эта «сказка никогда не кончится» и откланялся.

Игорь Лавинский