Полнолуние - Главная Статьи Версия для печати |
1. Nicholas Hawkwood:
Существует такое явление как московский андерграунд. И есть в нём такой автор -
Александр Непомнящий. Наиболее широко он известен в кругах, приближённых к левым
радикальным течениям (НБП и иже с ними). В связи с этим половина его песен пронизана
соответствующим духом вплоть до песни "Убей янки". Но вместе со всем этим это
чрезвычайно талантливый человек. Вот такой пример.
ВОКЗАЛЬНАЯ
Было очень скучно и придумывали игры.
Хранили в чемоданах на всякий случай вещи.
Меняли имена и переписывали титры,
Заводили кошек и любимых женщин.
Прятались в постели и отдельные коробки
Веселые бутылки, мудреные беседы,
Почетные ошейники, семейные решетки,
Дежурные сочувствия и чужие беды.
Толпились и кричали на будничном вокзале,
И искали нервно в расписании "на после"
Никем не отмененный запредельный поезд,
Непрошенный, бесплатный голубой вагон.
Было очень страшно, и валились на колени,
Вели себя примерно, знали свое место,
Ставили иконы, вглядывались в тени,
Искали на ладонях черви, бубны, крести...
Надеялись на Сына, переносили даты,
Сидели на дорожку, боялись лечь в больницу,
Плакались соседям, искали виноватых,
Переставляли мебель и молодили лица.
Оркестр заиграл "Прощанье славянки",
Опаздывал старик, бежал. Ему смеялась в спину
Прыщавая крикунья, шалая девчонка,
Чужая бескончная весна.
Было очень мало, к тому же одиноко,
Целовали в губы, обещали помнить.
Думали, что встретятся, поминали водкой,
Шли домой сутулясь, тупо и уже не больно.
А потом спешили, жили, рвали телефоны,
Всех родных и милых сквозь провода и дали
Ждали... Хоть разок на чай в возможном теплом доме
Скоро обязательно... - и не успевали.
И глядел на них огромными глазами
Добрых и чудных, совсем не понимая,
Изумленный и безгрешный озорной ребенок,
Невинный и, наверно, слишком мудрый Бог.
Это не из "социальной" части песен, естественно. Или (уже из социальной) есть песня "Всемирное государство", гимн антиглобалистов, по эмоциональному заряду равный, скажем, некоторым песням из The Wall Pink Floyd'а.
Я лично не антиглобалист, скорее наоборот. Я не коммунист и совершенно им не сочувствую. Но песнями этими проникся. Впрочем, по своим знакомым могу судить, что имеет место категорическое неприятие данной тематики и оттого автора в целом.
И вопрос мой такой. Что важнее, смысл песни или талант, которым этот смысл воплощается? Можно ли считать талант лишь средством (чем больше таланта, тем эффективнее средство) выражения идеи, или, если способ приложения слов друг к другу и энергетика автора независимо от смысла порождают глубокие эмоции и резонируют внутри, это важнее? Хорошо быть Медведевым или Филатовым, углу ### ься в метафизику через символизм, говоря при этом о простых и понятных вещах, не называя их своими именами. Хорошо петь стихи Гумилёва и Ахматовой. Хорошо вкладывать в песни простой-простой, но донельзя светлый заряд. А вот местами едкий Земсков или приведённый в качестве предела радикальной и одновременно талантливой личности А.Непомнящий?
Очень бы хотелось узнать мнения уважаемых гипотетических собеседников.
ЗЫ На всякий случай адрес Непомнящего: http://nepomn.da.ru.
2. ф.Блох:
Александр Непомнящий – хороший, добрый человек. И думающий, да.
Та же песня «Убей янки» написана, несомненно, с самыми хорошими и добрыми чувствами.
Он вообще говорит и пишет совершенно правильные вещи. Но, вот ведь, какая странная
штука получается. Меня (человека и НБП, и коммунистам симпатизирующего) его песни
за что-то, оставшееся в организме живым, не задевают. Они (песни АН) кажутся мне
умело сконструированными и вполне функциональными устройствами. Вроде исправного
будильника. Какие претензии могут быть к будильнику?
- К пуговицам претензии есть?
- Нет! Пришиты напрочь, не оторвешь!
Если вы хотите, чтобы будильник завтра вдруг поглядел на вас иначе, чем вчера - значит,
вы его с кем-то спутали.
Песни Непомнящего точны той линейной точностью, которая радует узнаванием, но не удивляет. Согласие с каждой его фразой не дает согласится с ним РАЗ и НАВСЕГДА. Попробуйте послушать Рому Гаврилина http://polnolunie.baikal.ru/gavrilin/gavrilin.htm#Belochka, тоже, к слову, симпатизирующего НБП :).
БЕЛОЧКА
А кому смеялся Лесной Старик
Кому Белочка под елкой целовала рот,
Тому яблочко на дереве покажется,
Тому ягодки волшебные откроются
Тому близок путь до дома,
Тому счастье вместо сердца,
Тому сказки и загадки
В запасной вагон.
А кому скучал пассажир в углу,
Кому голые колени заслонили стих,
Тому шепотом кивает параллельный мир,
Тому больно и невнятно сквозь тяжелый сон,
Тому странная простуда,
Тому полдник вместо чуда,
Тому пьяные гармони
Между серых рук.
А кому зевнул огонек в дали,
Кому белые снежинки поманили грудь,
Тому пыльные дороги по ногам бегут,
Тому новые слезинки по щекам весной,
Тому весело и страшно,
Тому грустно и понятно,
Тому песни и ресницы
В чешуе ночной.
На мой взгляд, это –как раз та удивительная, окончательная точность, которой нечего возразить. Так что же важнее, смысл песни или талант, которым этот смысл воплощается?
В мое любимой дугинской статье ( http://imperium.lenin.ru/LENIN/19/patriotism.html) по отдельности оспорен может быть смысл каждого тезиса, но, несмотря на это (или благодаря этому), она верна от первой до последней буквы.
Смысл и талант друг без друга не существуют. Рациональное в человеке занимается пережевыванием одних и тех же силлогизмов в надежде договорится с другим, таким же рациональным. Ни одна новая мысль такими средствами не выразима. Талант – потенциал, который рано и поздно создает пробой в системе изоляции с образованием того самого медведевского «канала связи», в котором и живая энергия и смысл.
P.S. Я не знаю, зачем надо петь песни на стихи Гумилева и Ахматовой. По-моему, лучше петь прохановские передовицы из «Завтра». Я серьезно, без какой-либо иронии говорю. Или вот это интервью Проханова по поводу вручения ему премии «Нац. бестселлер 2002» http://exlibris.ng.ru/fakty/2002-06-06/1_prohanov.html:
«- Вы следили за публикациями - в прессе, в интернете по поводу "Гексогена"? Как их
оцениваете?
- У меня не сложилось отношения ко всему этому. Я себя сравниваю с каким-то стогом сена,
в котором, оказывается, все время спал медведь. Потом случайный крестьянин, пожелав
переметать этот стог сена в телегу, вилами задел милое, кроткое животное. Медведь
поднялся, стог взлетел на воздух, сено летит и до сих пор не может осесть на землю.»
«…милое и кроткое…»! Ну не умница ли!
3. Nicholas Hawkwood:
Да, с Непомнящим такая тенденция: воспринимается именно идейная компонента творчества,
и либо принимается как образец-будильник, либо отвергается как идея в корне неправильная.
Но, согласитесь, Непомнящий есть пример предела компромисса таланта и идейности и в
таком качестве служит индикатором ответа на мой вопрос. Пока что чаша весов клонится
в сторону идейности.
Я согласен, что смысл и талант друг без друга не существуют, но баланса между ними достичь трудно, что-то обычно перевешивает. Да и сформулировать определение этого баланса необычайно трудно, пусть он будет абстракцией. Пусть талант будет средством выражения идеи. Дело в следующем. Их сочетание является необходимым для возникновения самого феномена творчества. И важно оно в первую очередь для автора, являясь его внутренним импульсом. Слушатель же имеет право на диалектический подход, право отделять метод от цели и наслаждаться чем-то одним. Вы - смыслом, я - методом. Одновременно с этим талант может "пробить" на метафизику, когда "о чём" - неважно, песня просто нравится. И это имеющее место явление о двух этапах, произошедшее лично со мной. Вот и интересно мне, это - феномен или тенденция. Повторюсь, ответ в случае Непомнящего получить легче, так как он крайний.
Гаврилина обожаю! Хотя никогда бы не подумал насчёт его симпатий НБП... Жалко, мало его пока.
Гумилёв с Ахматовой - да красиво это просто!
4. Непомнящий:
Ребята. Во-первых, почему я "московский андеграунд"? Это что особая сибирская оптика
пространства? Во-вторых, если меня некоторые "леваки" слушают (а некоторые в той самой
Москве на меня "антифашистские" пасквили пишут), то не факт, что я левак (или "правак")
- и песня "Всемирное государство" не претендует на "гимн антиглобалистов", тем более,
что там в конце обстёбаны марксизм, ситуационизм ГиДебора и другие их "священные коровы"?
А вообще, здравствуйте...
5. Александр Филатов:
Александр Непомнящий - явление очень интересное. Сразу скажу, что очень немного в мире
людей, чьи песни задевали бы меня с той же силой. При этом многие песни (в основном,
конечно, социальные) я слушать не могу. И дело не в политической позиции - к каким бы
кругам Непомнящего не относили, мне это практически все равно. Просто политика не может
стоять впереди искусства. Наоборот - пожалуйста. Если песня классная, то она может
восприниматься совершенно самостоятельно вне ситуационного контекста - можно совершенно
не знать об испанских событиях, а "Гренаду" слушать и любить. Песня может стать гимном
антиглобалистов или антилокалистов, затем эти движения исчезнут с лица земли, а песня
останется. Но для этого она ни в коем случае не должна состоять просто из лозунгов и
штампов, с которыми можно согласиться или нет, но нельзя согласиться РАЗ и НАВСЕГДА -
точно сказано! Потому я и слушаю "Новые похождения Свидригайлова", "Под тонкой кожей",
"Полюс" - альбомы, в которых песни не "правильные"(?), а просто такие, которые "задевают"
(ф.Блоху - есть такие, и немало!).
Еще одна мысль: большинство песен Непомнящего по сути об одном, только одни - "убей янки", "Вавилон" и т.д. мне слух режут, а в других фразы "убей в себе маленькую тварь", "рай лежит на остриях копий", "хозяина тюрьмы поставят к стенке" звучат уместно - то ли эпатажа нет, то ли просто песни очень хорошие.
А вообще всем советую зайти на http://nepomn.da.ru и послушать хоть несколько песен - для начала можно из тех, которые я ставил в радиопередаче http://polnolunie.baikal.ru/articles/pered_26.htm или "Вокзальную", одну из моих любимейших.
Насчет Ахматовой и Гумилева и "просто красиво" - всё, ИМХО, зависит от воплощения. Ту же Цветаеву я изначально открыл через песни Елены Фроловой, Эли Крыжаевой, Оли Афраймович. Тот же Виктор Соснора мной воспринимается именно в исполнении Жени Логвиновой, которая его очень здорово раскрашивает. Те же стихи Бродского (который, конечно же самодостаточен, но...) иногда получают замечательное воплощение в песнях Александра Мирзаяна, Николая Якимова, Жени Логвиновой и Елены Фроловой - именно иногда, поскольку есть и обратные примеры. А вот "просто красивого" воплощения стихов Николая Гумилева и Анны Ахматовой (1-2 песни не в счет) я пока не встречал - если можно ссылочку, плз. А вообще это уже совсем другая история... Или тема новая? ;)
6. Иван Иостман:
Приветствую. Тут недавно Дмитрий Быков очень удачно привел цитату из Блока - "Я художник,
а следовательно - не либерал". Очень, как мне кажется, точно и в тему.
А на вопрос "что важнее", мне кажется, не ответить, простите уж за банальность. Все важно...
7. Шмидт:
Расскажите знающие люди в форуме – в чем величие Александра Непомнящих? А то до меня и
еще до малосознательных не доходит. Стихи – неплохие. Музыкальный дар – на нуле. Из-за
чего неизбежна известная в русской рок-культуре претензия: а зачем петь, если можно
просто напечатать? Эффект то один и тот же. Есть правда известное исключение – Александр
Башлачев. Такой же никакой музыкант и композитор, но любой его куплет стоил всей поэзии
союза писателей и питерского рок-клуба (что облегчалось тем, что Ревякин в этот клуб не
входил). Неужели Непомнящих второе исключение? А как же очевидные недостатки в виде
грандиозной и ненужной плодовитости (зараза позднего БГ) и явный душок «недосиженности
в советском андеграунде». Человек как-то связан с действительно очень современным
партийным движением – НБП, упомянут в «Партийной биографии» Лимонова, а сам подпитывается
нездоровыми остатками околоперестроечного рока. Слушаю его и не могу отделаться от
ощущения, что следующей строчкой будет «Я получил эту роль» или «Мне нужен воздух».
Я понимаю всю эту латентную ностальгию по НАСТОЯЩЕМУ подполью (земляничные поляны,
в Белорусских лесах – потеряли, прячемся, сохраняем, еще вернемся…), но к чему так
много песен об этом. Хотелось бы почитать что-нибудь о Непомнящем от знающего и ценящего
его человека (текст передачи Филатова мне лично ничего не объяснил). Ибо автор может
оказаться «знаковым». Все может быть. Но, по моему стойкому убеждению, песни его очень
и очень далеки от уровня авторов первого эшелона «Полнолуния» (ассоциированных вроде
Медведева и Бажина и неассоциированных вроде Гаврилина (особенно его) и Андрулайтиса).
Потому я и удивился его широкой представленности на сайте. А самому Саше я бы посоветовал
не отвечать в Интернете на каждый возглас о себе. Это очень не царское дело. Имидж портит
(за слово имидж не обижайтесь).
8. Корвин:
Шмидту: Мне кажется некорректным вообще сравнивать авторов друг с другом. Основная идея -
песня должна заставить задуматься. Это произошло - здорово, цель достигнута. Нет? Может
быть, в другой песне будет написано более понятно - там будет написано просто иначе.
Проекции и ссылки на невосприятие личности, на имидж, на все остальное "за отмазку не
катят" - главнее всего Слово, а не тот, кто это Слово произнес.
В качестве антипримера (творчество Александра я очень люблю и его личность у меня тоже вызывает большое уважение) - из первого эшелона Полнолуния я воспринимаю только Медведева, остальных - очень эпизодически и фрагментарно. О чем это говорит? Слушайте тех, кого понимаете и любите и не задавайте вопросы о величии других - тех, кого вы не поняли.
9. Шмидт:
Корвину: о вкусах не спорят - их сообщают и ими интересуются. Так, что в написанном не
было ничего такого ужасного кроме сообщения и интереса. Правда: никаких особых сравнений.
Кстати, что можете сказать о рецензии Жарикова на альбом Непонящих в обновленной
"Контркультуре"? По-моему предпоследний номер.
10. Корвин:
Шмидту: Фамилия пишется - "Непомнящий". Про "Поражение" рецензия? Видели, видели. Если
выражать мысль кратко, то там написана чушь. По своему ли желанию или видению, либо по
заказу, но автор совершенно не разобрался с рецензируемым предметом. Может быть, даже
не слушал...
Комментарии самого автора на "рецензию" можно прочитать на http://nepomn.newmail.ru/txt/porazhenie_kontrkultura.html.
11. Шмидт:
Комментарии на рецензию, надо признать, неплохи, но все-таки, не могу отделаться от
ощущения, что "не царское это дело". Такими вещами какая-нибудь пресс-служба должна
заниматься, хотя понимаю, что у А.Н. она еще не скоро будет. "Величина" должна нападать,
а не обороняться. Это главный прием, которому риторы учили еще две с половиной тысячи
лет назад: никогда не оправдываться, только обвинять. Оправдание это почти признание
виновности. Так что все эти авторские "реакции" мне не совсем понятны. НепомняЩИХ -
тоже было бы неплохо, множественное число, то ли родительный, то ли винительный падеж,
романтика...
12. Корвин:
Саша достаточно активно живет и общается в Сети. И сайт его - лишь средство, чтобы быть
услышанным. И если некий текст вызывает некие мысли, которыми хочется поделиться - почему
бы и нет? А звездной болезни у А.Н. нет...
13. Шмидт:
Я не понял, почему Непомнящий обвинил автора заметки в анонимности. Там же понятно, что
это С. Жариков. Вся подборка этих, мягко говоря, странных рецензий в "Контркультуре"
принадлежит ему. А кто такой Влад Тупикин, упомянутый А.Н.?
14. Корвин:
Еще один журналист "левого" края. Частенько оправдывает свою фамилию :)
Известен еще более талантливыми рецензиями на песни АН. Еще регулярный и неутомимый
искатель фашизма в тврчестве разных хороших людей.
15. Шмидт:
Поиски фашизма, осуществляемые теми, кто искренно верит в "нетототалитарные" альтернативы
буржуазному обществу меня всегда умиляли. Не могли бы дать ссылки? Я, будучи исренним
приверженцем всех антилиберальных идей, изучаю это "мыслительное" явление.
16. Корвин:
Первое, что приходит в голову - раздел "будни "антифашизма" на сайте АН, сссылка была
выше.
17. Шмидт:
Немного соображений о вокале Непомнящего. Поразительный факт – на Западе после 1960-х
почти все (или все? – нет не берусь утверждать, никогда не слушал тех же “Exploited”)
звезды радикальной сцены первой величины обладали удивительно блеклыми, слабенькими
вокалами. Особенно не повезло классическому панку – все эти громоподобные Джелло Биафры,
“Clash”, “Sex Pistols” поют просто голосами недоносков. Революционеры блин, смех и грех.
С пост-панком как со всяким окомерченным феноменом было получше – Ник Кейв, Ян Кертис,
Сиукси (на выходе из панк-революции) пели так, что некоторых женщин тянуло раздеться,
а мужиков разрыдаться. Хотя опять же, наверное ярчайший в области всякой «непопсы»
музыкант 1990-х – Дэвид Тибет – имеет голос даже не недоноска, а эмбриона какого-то.
Я только в этом ключе и воспринимаю так сказать сверхроссийские заслуги Егора Летова.
Он действительно поет панк мощно, громко, по-мужицки, революционно. Хотя на вид – дохляк.
Но это не важно. Я когда его слушал, всегда думал: надо же, сибирскому парню судьба дала
дар, о котором только могли мечтать отцы-основатели целого «движения», «течения», целой
течки в мировой культуре. Но тут вижу, что наша альтернативная сцена подбирается к
стандартам энтой самой мировой культуры. Саша Непомнящий обладает вокалом одной группы
(детского сада) с Биафрой и прочими. Что не мешает ему писать километровые песни. Этого
греха кстати за «тамошними» все-таки не водилось. Честное слово, почти никакой иронии.
Я просто не знаю как к этому относиться.
18. Ipse:
> Расскажите знающие люди в форуме – в чем величие Александра Непомнящих?
Интересный вопрос.
Непомнящий. Это имя долго аукается в разных уголках памяти, отскакивает мячиком от
разных граней. Что только с ним ни связано... Не знаю, как сказать, попробую «от
противного».
> Nicholas Hawkwood: «…песня "Всемирное государство", гимн антиглобалистов, по
эмоциональному заряду равный, скажем, некоторым песням из The Wall Pink Floyd'а».
Гимном антиглобалистов она никогда не была, и более того, никогда не будет. Могу
объяснить на пальцах, почему. Да и сама песня просто никакая. И весь альбом
(«Поражение») никакой. Имхо, единственное, что там можно назвать песней – это
«Славянофильская» («Детский садик кончился...»). Она чУдно поется и цитируется,
но при этом оставляет ощущение неплохо собранного механизма. Все остальное в альбоме
– проповеди и передовицы, я и то и другое очень люблю, только нафига это пытаться
рифмовать и петь, в самом деле?
При этом там есть пронзительно прекрасное четверостишие:
«Ах, если б было все иначе -
Переиграть, не умирать.
Ах, если бы нашелся мальчик
За нас, гадов, воевать…» -
Просто и точно. И с настроением. Еще есть несколько строчек, которые тянут на пословицы
и афоризмы:
«Ты что, дерьмо, не чтишь права человека?!», «Мне задавали вопросы вежливо, а я отвечал
уклончиво», «А фашистские книжонки тоже здорово горят! Рай земной победоносно сокрушает
ад», есть просто смешные: «конспиролог перепутал евразийца с атлантистом, сплюнул и
прочистил дуло – ах же, суки, как похожи!», «гримирует взвод охраны под заядлых
террористов» и т.д.
Но это тоже не стихи. Если хотите стихов, «их есть у него», но в другом месте. Например:
«...Придуманы достойно правила побега.
В больничных окнах кем-то нарисован ветер.
А мальчик нес сметану сбитой мертвой кошке,
Боялся разбудить – ей верно снились крыши».
А мы догнались слабенькой надеждой… («Вечность» из сборника «Под тонкой кожей»).
Если хотите гимнов, их тоже есть у него. Я сам не видел, я пришел в движение позже, но мне ребята рассказывали - когда звучала песня «Когда ты идешь по своей земле», зал вставал. И это при том, что первоначально четверостишие звучало:
«Когда ты идешь по своей земле,
Кто имеет право свинтить тебя,
Бить тебя дубинкой и тащить в КПЗ
Только за то, что ты не снял повязку с рукава».
(Надеюсь, что было на повязке, объяснять не надо).
> ф.Блох: «Песни Непомнящего точны той линейной точностью, которая радует узнаванием,
но не удивляет. Согласие с каждой его фразой не дает согласится с ним РАЗ и НАВСЕГДА».
Почему? Что мешает навсегда согласиться с песнями «Автостопная» («Так получалось…»),
«Растаманское лето», «Есть только дорога» и т.д.? Конечно, они слишком конкретны по
сравнению с гаврилинским текстом о том, «кому белочка под елкой целовала рот», под
которым кто угодно может понимать что угодно. До прелести «Белочки» я допер, кстати,
примерно с шестого прочтения, в то время как тексты Непомнящего именно своей конкретикой
ошеломляют сразу, об них спотыкаешься, как будто свое имя услышал.
Не знаю, что в пример привести. Любимая строчка: «Иди по земле, она станет водой». Из «Темной стороны любви» многое цепляет:
«Тусовка пестиков, тычинок, острый приступ весны,
Как в ядерной войне – победителей нет.
Ты лучше приходи почаще в мои грязные сны,
Я лучше сохраню навеки твой портрет».
«Война окончена! По хатам! Расставлены точки,
И Москва не советовала верить слезам.
В этой жизни каждый мрет поодиночке,
И каждый эту долю выбирает сам».
«И можно бить стекла и вешаться в ванной,
Писать трактат о маркизе деРольбоне,
Читать Бхагавад-Гиту и печься о Карме,
Уехать на отдых в отель Калифорния…»
Хаотичная, конечно, нарезка, зато «презентативная».
>Nicholas Hawkwood: «Непомнящий есть пример предела компромисса таланта и
идейности...»
Да не бывает никакого такого компромисса. Искусство – это, извините за банальность,
отражение (если угодно, освоение) действительности. Задача автора исходить из реальности,
верно понять ее и правдиво изображать. А если идейность при этом путается под ногами и
мешает, то тем хуже для идейности. Вот и весь компромисс.
И, возвращаясь к начальному вопросу, «В чем величие А.Н?»
Да в том и величие, что его его талант, позволивший разглядеть и передать песней
«тонкие губы журчащей весны», заставил его увидеть и то, что видеть было не принято:
«убогие радости, бумажные лица, быстрые способы отвязно забыться». Отсюда поиск
возможностей изменить ситуацию песней и действием:
«Песни с чистым сердцем, песни с тонкой кожей,
словно черствый хлеб на столах гурманьих,
станьте лучше плетью, наотмашь по роже»,
отсюда – формулирование политической позиции. Эйфорический «Лимоновский блюз»: «Вероятно, я даже играю панк-рок, я социально опасен», переосмысление «Ты им не страшен, тебе оставят гитару, Давись своей водкой, сдавай стеклотару», непрерывный поиск. Ему молодежное левое движение обязано не только формулированием своего мировоззрения (частично, конечно), в таких песнях как «Система», «Вавилон», «Земляничные поляны», но и разгромной критикой всякого идиотизма в своих рядах. В этом смысле «Контркультурный блюз» вне конкуренции.
Сейчас Непомнящий, на мой взгляд, во многом страдает фигней. (Нет, не потому что ушел от Лимонова). Но как можно облегчить его эти самые страдания, я не знаю, и я не сомневаюсь, что он во всем разберется. Так что дай ему Бог, или в кого он там теперь верит, всего сАмого.
> А самому Саше я бы посоветовал не отвечать в Интернете на каждый возглас о себе.
Это очень не царское дело. Имидж портит (за слово имидж не обижайтесь).
А, дохлое дело. Такой имидж ничем не испортишь. :) Хотя сам Саша очень старается. «С
чего вы взяли, что я московский андерграунд?». А кто, ковровский официоз, что ли? Но если
хочется, почему бы не поменять. Может, найдется другой конец русского рок-н-ролла.
19. Nicholas Hawkwood:
Так почему же “Всемирное государство” не гимн? Потому что “никакая”? Я, кстати, не имел
в виду гимн как идеологический манифест (конечно, песня не однозначная). Гимн – это то,
что вдохновляет. Лично меня. Что служит флагманом творчества и ведёт за собой всё остальное,
пусть порой даже лучшее по качеству.
Что значит “верно понять реальность”? Понимание реальности есть вещь сугубо индивидуальная. То есть, вы понимаете её по-своему, я – по-своему. Тогда один из нас прав, а другой глубоко ошибается? То есть вы отказываете мне в праве на свою точку зрения? Реальность не может быть адекватно отражена посредством личностного восприятия, потому что человек склонен думать, осмысливать и переосмысливать, он преломляет реальность, потому что человек мал, а мироздание велико. Далее талант. Талант - сила, толкающая человека на хаотичное созидание нового. В сыром виде она бесперспективна, так как бессмысленна, в том числе и для обладающего ею. Ценен продукт. А продукт можно получить, если подключить числу к преломлённой картине действительности. Вот и компромисс: чего больше в итоге получится, хаоса или идейности. А, собственно, идейность есть вера в совершенство своей системы отражений, и порой её путают с непосредственной реальностью.
И ещё по поводу отображения реальности. У Аксёнова есть такой роман – “Скажи изюм”. Так там повествуется о гонениях ГБ на оппозиционных c точки зрения органов фотографов. А герои при этом почти искренне недоумевают: как же так, мы же не писатели какие, не “Метрополь” же, мы же следуем генеральной линии, честно отражаем социалистическую действительность…
Но вообще-то мы с вами просто исходим из разных понятий о функциях таланта. Однако неужели моя теория хуже вашей? Вам нравится в его стихах критический реализм, а мне пейзажные и портретные зарисовки знаковых панорам и типажей, не становящихся от своей знаковости менее живыми. Мне нравится познания и не нравится критика. Тем не менее Непомнящий нравится и мне, и вам. Он многогранен. В том числе и вы этом его величие.
PS. ф.Блох прав. Согласиться можно с фразами, даже с песнями. Но вот согласиться полностью, принять до конца сложно. Но ведь это всегда очень сложно – согласиться с кем-то до конца, примириться по всем каналам взаимодействия. Наверняка у кого-то получилось.
20. Ipse:
Не планировал до выходных писать ничего серьезного, но парой Ваших вопросов Вы меня
поставили в положение, в котором мне стоять неудобно. Поэтому выборочно ответ.
> Что значит “верно понять реальность”? Понимание реальности есть вещь сугубо
индивидуальная. То есть, вы понимаете её по-своему, я – по-своему.
То, что вы пишете, называется "субъективный идеализм", в любом философском словаре
написано, почему это неправильно.
> Тогда один из нас прав, а другой глубоко ошибается?
:) Совершенно верно. Только зачем сбрасывать со счетов вероятность, что ошибаются оба?
> То есть вы отказываете мне в праве на свою точку зрения?
1. Ну почему именно Вам? Может - себе.
2. Разумеется, отказываю.
Я, конечно, не полезу отнимать у Вас Вашу точку зрения. Это на уровне конкретной ситуации.
Но на уровне образа мышления "право на собственную точку зрения" недопустимо. Оно уничтожает
разницу между истиной и ложью.
Это не потому что я такой коммунист-диктатор, :) это норма жизни. Когда Вы говорите о
стуле "это стул", Вы отказываете всем в "праве на точку зрения", что это сковорода,
холодильник, ваша теща и т.д. Если бы я был Киселевым, я бы уже написал пьесу: Простая
житейская ситуация. Например, Вы сдаете на права. И вдруг у Вас появляется "своя точка
зрения" на указатели. Вы рассказываете инструктору, что понимать окружающий мир можно
по-разному, что в этом такого? И прочая доступная дидактика о вреде неправильного
мировозрения.
> Реальность не может быть адекватно отражена посредством личностного восприятия,
потому что человек склонен думать, осмысливать и переосмысливать, он преломляет реальность,
потому что человек мал, а мироздание велико.
Это называется соотношением абсолютной и относительной истины. Из него совсем не следует
то, что Вы пытаетесь из него вывести. А Вы пытаетесь вывести субъективный идеализм и
агностицизм.
Я не хочу занудствовать - все это есть в учебниках, которые даже я когда-то читал.
P.S. А Вы правда читали Аксенова? Поразительно, что люди читают. Сорокин... У нас скажи - не поверят.
21. Алексей Сорокин:
Привет всем :)
После первого прослушивания захотелось стереть... после второго... у меня не проходит чувство вторичности всего этого... и в музыкальном смысле и в смысле текстов... иногда кажется, вот молодец (Вокзальная), но дослушиваешь до конца и понимаешь - все как обычно...
Нет, наверное для тех, кто заморочен общественными отношениями, это интересно, это "задевает"... но на самом деле, в том пространстве, где "задевает" как критерий не канает - всё это фигня, в том пространстве, где общественные отношения не имеют значения все это вторично...
Максимум что интересно - отдельные четверостишия, что показатель того, что человек талантливый, и от этого становится грустно - от того, что очередной талантливый человек заморочем общественными отношениями... ску-у-учно...
На этом месте мог бы быть Ваш отзыв! ;)
Присылайте: polnolunie@baikal.ru!
Предлагайте новые темы для обсуждения!