Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

Успех мне не грозит - жанр не тот

Раньше, слушая его песни, я почти физически чувствовала ветер, подталкивающий в спину, - иди, торопись, вот он, огромный мир и все его тайны. Иди, ты не одинок...

С тех пор я стала старше, и мир перестал казаться прекрасно-огромным. Но чувство ветра осталось. Впрочем, не я одна попала под обаяние иркутского поэта Олега Медведева. Правда, больше он известен как автор песен. Но в основе его маршей и баллад - всегда слово. Слово-образ. А музыка - лишь рамка, в которую заключены яркие, необычные стихотворные картины.

Его популярность - особого свойства. Его публика - вне возрастных и социальных рамок. Его путь предельно прям и честен. Он - сказочник.

...Разговор с Олегом Медведевым, как ни странно, начался с... кота. Полосатый котяра по кличке Батон с порога попытался втянуть меня в свою царапучую игру. Несмотря на почтенный для кошачьего племени возраст, десятилетний полосатик буквально излучал молодость и энергию. Хозяин кота, напротив, выглядел уставшим и невеселым. "Вообще, смурь - мое обычное состояние. Я привык. Куда денешься, если такой характер", - на ходу бросает Олег и уходит на кухню заваривать чай.

Вопреки ожиданиям, холостяцкая квартира самого любимого иркутского автора-исполнителя (или лучше - поющего поэта) оказалась уютной и тихой. Не звонил телефон, не ломились в дверь многочисленные друзья и знакомые. Сегодня вечером у Олега концерт - по случаю Нового года творческая студия "Полнолуние" собирает друзей и дарит свои удивительные песни.

Недавно Олег вернулся из длительной гастрольной поездки Десять городов - Украина, Белоруссия, Россия. 11 концертов, первый из которых прошел 13 ноября, последний - 4 декабря. С некоторых пор Медведев сменил оседлый образ жизни "синего воротничка" на беспокойство гастрольной жизни. Правда, слово "гастроли" Олег не жалует - "поездки" лучше.

- Десять городов менее чем за месяц - наверное, трудно было тебе, домоседу, существовать по такому графику?
- Устаю, да. Но мне нравится. Вот, побывал в четырех белорусских городах, в трех украинских, два концерта в Москве было, по одному - в Питере и Воронеже.
- Где больше всего понравилось?
- Из всех городов, где побывал в 2004 году, больше всего понравилось во Владивостоке и Минске. Вообще, столица Белоруссии - вполне европейский город, чистый, ухоженный. На Украину я попал в самый разгар предвыборных страстей. А ведь было вполне спокойное государство. Сейчас же там просто кипящий котел. Хотя в основном-то я был в русскоязычных городах - в Харькове и Днепропетровске. Там "оранжевые" настроения не так явно проявлялись. В Киеве я пробыл всего сутки и успел проскочить, не застав всех этих диких "пробок" на дорогах. Но нервозность чувствовалась во всем - даже в том, что люди массово скупали доллары. Кстати, нагнетание предвыборной истерии я почувствовал, еще будучи с концертами в Якутии (там много выходцев из Украины). Как раз был первый тур выборов, и уже тогда говорили чуть ли не об угрозе гражданской войны.
- Кто обеспечивает тебе финансовую поддержку в гастрольных поездках?
- Никто не обеспечивает. Я на самоокупаемости.
- Как публика принимает?
- Нормально. Там, куда я приезжаю впервые, людей поменьше бывает. А в городах, где уже проходили мои концерты, народу прилично собирается. А публика везде хорошая и не особенно отличается от той, что приходит на концерты в Иркутске.
- Не появилось желания "раскрутиться", увеличить, так сказать, аудиторию?
- Нет, не появилось. Мне раскрутка не нужна - не тот жанр. Кому надо, тот найдет и услышит мои песни без всякой рекламы (кстати, ее у меня никогда не было, во всяком случае, через СМИ). Ну кто особо-то из авторов-исполнителей у нас раскрутился? Митяев. Так это совсем другое дело, другие песни.
- Думаю, в плане "промоушена" многие бы позавидовали тебе: попасть в супер-популярную программу "Намедни" с Парфеновым - это обеспечить себе отличный старт для всероссийской известности.
- Да это вообще случайно получилось. Когда в начале 2004 года произошла трагедия в московском аквапарке, ребята из "Намедни", очевидно, по ссылке в "Яндексе" набрели на мою песню "Трансвааль" - вот и зацепились. Я как раз в это время был с концертами в столице. Вообще же моя песня с трагическими событиями в "Трансваале" никак не связана. Кстати, я этот выпуск Парфеновской передачи так и не увидел - когда она шла, я в поездке был.
- Твоя жизнь сильно изменилась с тех пор, как ты оставил работу инженера и стал, можно сказать, профессиональным автором-исполнителем, зарабатывающим на жизнь концертами? Тяжелее стало?
- Да, образ жизни изменился. В чем-то легче стало, в чем-то труднее... Появилось больше свободного времени. Вообще, по два месяца в год ездить на большие гастроли может и нелегко, зато интересно. И лето свободно, можно путешествовать в свое удовольствие. Правда, я еще не вполне привык к свободному графику, не научился им правильно пользоваться. По идее, теперь на все должно времени хватать, но как-то не получается. Вот спортом хотел бы заниматься систематически, а то все как-то урывками. Особенно после поездки собраться не могу. Я - "сова", да и с западного времени на наше долго перестраиваюсь.
- Нет желания из Иркутска уехать? В Москву не зовут?
- Зовут, но я не готов менять место жительства. Иркутск хоть и не лучший город на Земле, но здесь мой дом, друзья. А в столице я по многим причинам жить бы не смог. Климат там неподходящий. Конечно, лучше, чем в Питере (там жить - вообще мазохизм), но все равно с Сибирью не сравнить. У нас зима - так зима, а у них - не понять что. И солнца нет вообще. Что в Москве, что в Питере ни разу, кажется, солнца не видел. Все время хмарь и слякоть... Вот на Украине, в Днепропетровске, в этом плане понравилось - теплый город.
- А к теплым морям не тянет?
- Вообще, заграница меня не интересует. Разве что зарабатывать поехал бы.
- Как сейчас пишутся песни? Над чем ты работаешь?
- Песни я пишу подолгу. Это раньше бывало, что за одну ночь получалось сочинить что-то. А сейчас вообще в работе нет ни одной, хотя на гитаре каждый день занимаюсь.
- Есть песни, от которых хотелось бы избавиться?
- Да, и много. Всех не перечислишь. Одни надоели, другие не устраивают по качеству. Вот "Джимми" уже "достал". Но приходится исполнять: публика просит, люди знают эти песни, что ж я буду выпендриваться?! Пою.
- А что из своего репертуара любишь?
- Да то, что написал относительно недавно. Но сказать, что испытываю сильное удовольствие от процесса исполнения какой-либо песни, не могу. Я вообще петь не очень люблю. Была бы возможность, вообще бы этого не делал и гитару в руки не брал, и не ездил бы никуда.
- И чем бы занимался?
- Спал.
- А когда надоест?
- Нашел бы себе занятие. Это нетрудно, когда есть время и возможности. Книжки бы читал. Я, правда, и так их читаю. Сейчас какую-то фантастику - не помню названия. В основном, люблю научно-популярную и военно-историческую литературу. А все эти модные писатели - Павич, Мураками... Это не для меня. То, что модно, вообще не читаю. Больше ориентируюсь не на авторов, а на тематику. Кстати, в советские времена было проще ориентироваться в книжном море. Публиковали, по-моему, лучшее, что есть в зарубежной литературе, и с отличными переводами. Сейчас книг огромное количество, но качественных произведений стало меньше. А с научно-популярной литературой не промахнешься - если тема интересная, читать можно.
- А музыкальные предпочтения есть?
- Сейчас вообще ничего не слушаю. В редких случаях, когда интересное что-то попадается из авторской песни. Вот, в Белоруссии услышал интересные вещи. Вообще, что там, что на Украине - очень хороший уровень авторской песни.
- В кино ходишь?
- В кинотеатры? Нет. На кассетах смотрю. Но за последние десять лет действительно сильное впечатление - только от "Мертвеца" Джармуша. До сих пор могу смотреть с удовольствием. А в "зоне комфорта" достаточно фильмов - в основном, американские.
- За политикой следишь?
- Специально - нет. Но все равно слышу, вижу, что происходит. Куда денешься...
- И что радует?
- Ну хотя бы то, что в нашем обществе проснулся элементарный инстинкт самосохранения, больше здравого смысла и критичности в отношении происходящих событий. То, что творилось в 1990 годы, - это же просто безумие. Когда российский министр иностранных дел заявляет, что "главная его цель - защита интересов Америки"... это же полный кретинизм! Сейчас хотя бы этого нет. Другое дело, что люди продолжают обманываться в своих ожиданиях, но ведь хотят уже нормальных вещей.
- Ты чувствуешь себя свободным?
- Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Не нравится - иди в тайгу. Другое дело - внутренняя свобода. Она должна быть. Не только в умении противостоять всяческим "обработкам" (в том числе и с телеэкранов), но и в постановке и достижении целей.
- И тебе удается быть внутренне свободным?
- Ну, внушить мне что-то невозможно. Я - не гипнабельный. И цели сам себе всегда ставил.
- Успех чувствуешь? Тебя знают уже не только в Иркутске (где именно на твои выступления собираются большие залы), но и во многих других городах, и не только в России.
- Не чувствую, но есть ощущение, что иду своим путем. Честно говоря, к успеху в общепринятом смысле я равнодушен - не честолюбив. Да и не грозит мне это - жанр не тот.

"Московский комсомолец", декабрь 2004.