Полнолуние - Главная
Статьи
Версия для печати

Передача-8 (о творчестве Вени Дркина)


"Устать себя щипать..."

Александр Филатов:
Добрый вечер, уважаемые радиослушатели! Добрый вечер всем вернувшимся с фестиваля на станции Дачная, который прошел в предыдущие выходные. Надеюсь, что и вы там были, потому что там было замечательно: там было тепло, там была речка рядом и, конечно, были песни иркутских и не только иркутских авторов. В эфире, как вы уже поняли, программа об авторской песне. Ну и, возможно, не только. Сегодня вторая часть этой фразы особенно актуальна. А в студии нахожусь я, Александр Филатов, и я сегодня буду один вести передачу, поскольку бессменный мой напарник Александр Ощепков, с которым мы через неделю по четвергам сидим в студии "Пик" и рассказываем об авторской песне сегодня сильно занят. Насколько вы знаете, должны были проходить в Иркутске концерты Вероники Долиной, но буквально вчера поступило сообщение не очень приятное: Вероника Долина заболела и досточно серьезно, так что не сможет приехать. Такой вот не очень приятной новостью открываю сегодня передачу. Но при этом обещаем, что Вероника Долтна все же будет в Иркутске, когда выздоровеет. Ну, в летние отпуска, каникулы и все прочее не стоит, наверное, проводить ее концерты. Скорее всего они состоятся в сентябре. Ну а зато в связи с неприбытием в Иркутск Вероники Долиной уже у вас, наверное не будет проблемы, куда податься: на концерт Вероники Долиной или на фестиваль "Олха-джаз", который пройдет в следующие выходные там же на станции "Дачная". Вот опять-таки к вопросу о смешении жанров: вроде передача об авторской песне, а на "Олху-джаз" всех хочется пригласить. Ну а передача сегодняшняя будет посвящена творчеству очень интересного музыканта, на мой взгляд, Александра Литвинова, который более известен в массах (хотя он не столь популярен, к сожалению) - зовут его Веня Дркин по-простонародному. И вы можете задавать свои вопросы по телефону 43-24-14 - передача идет в прямом эфире. Ну а также вы можете делиться мнениями. Очень надеемся, что вам все-таки понравится, в том числе тем, кто любит больше классическую авторскую песню, что вы все-таки не выключите свои радиоприемники и продолжите слушать. О классической авторской песне у нас передачи еще будут. А сейчас слушаем песню Вени Дркина.


"Мне сегодня прольется..."

Итак, Александр Михайлович Литвинов (тогда его еще звали так) родился 11 июня 1970 года в городе СвЕрдловске Луганской области. Луганская область - это которая тогда еще была Ворошиловградской, а город СвЕрдловск никакого отношения к СвердлОвску, который теперь Екатеринбург, не имеет. Украина. С детства он стал подавать надежды, писал стихи, рисовал картины, очень даже неплохие. Закончил школу с золотой медалью, поступал в несколько институтов, в том числе в Рижскую Военную Академию, в несколько технических вузов, но нигде так и не прижился. Свободолюбивая душа. Ее тянуло в небо. Творчество занимало слишком много времени. Ну и вообще хотелось Александру Литвинову заниматься делом, более близким по своей натуре. И работы он менял одну за одной: Был художником, комбайнером, водителем, слесарем, сторожем и даже учителем физики!

В начале 90-х годов его песни стали приобретать определенную популярность среди людей его окружавших. Вообще среди его знакомых было очень много творческих личностей - известный всем Чиж, который теперь в Питере - из той же компании вышел. Просто он раньше попал в более высокие слои известности, чем Веня Дркин. А известность Вени Дркина началась с 1994 года, когда он стал лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира". Лауреатом этого же фестиваля он был в 95-м и 96-м годах, и именно на этом фестивале родилось имя Веня Дркин, под которым он вошел в историю. Как это произошло. Приезжает Веня на фестиваль. И тут к нему подбегает какая-то совершенно суровая женщина, злобными глазами мигает и спрашивает его имя - буквально Черный Плащ, ужас, летящий на крыльях ночи. Веня Дркин как-то смутился, страшно ему стало. И он ответил паролем из одной местной шутки, дескать, мол я - Веня Дркин, из Максютовки, ничего не подозревая. В итоге он стал лауреатом, и его объявляют: Веня Дркин из Максютовки. Ну а после менять что-то было уже поздно, потому что песни прижились именно под этим псевдонимом, сейчас одну из них мы и послушаем.


"Бесимся"

Вот такие песни у Вени Дркина. Может быть я намеренно это сделал, а может получилось случайно, но в первой песне явственно звучат мотивы Бориса Борисовича Гребенщикова, даже стеб некоторый над ним. Хотя для Вени Дркина БГ был Богом буквально, он с огромнейшим уважением относился к этой Великой личности. В последних двух песнях мотивы Янки заметны. Ну а впереди будут уже более свои такие песни Александра Литвинова, Вени Дркина.

И еще одна вещь. Я уже упоминал, что Веня был лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира". И здесь особую роль играет то, что поэзия и музыка очень хорошо объединяются в песнях этого человека. Причем он сам говорит, каким образом воспринимается песня. В первый раз слушаешь все чисто эмоционально - человек слышит какую-то мелодию, мелодия либо запоминается, либо нет. И максимум несколько слов особенно задевших останется. Во второй раз он слушает и уже слышит слова, вникает в смысл песни, но именно в верхний слой этого смысла, то есть, если сказано "небо", значит небо, если "уходящий трамвай", значит уходящий трамвай, как вот в этой песне. И только после этого, когда слушаешь на третий, четвертый и так далее раз, вскрываются какие-то внутренние мотивы. И оказывается, что в творчестве Вени Дркина огромное количество переплетений ассоциаций. То есть это вовсе не "параноический бред" - песня, которая звучала, а на самом деле, если вдуматься там такие вещи можно откопать! Мало того, я обнаружил на сайте в интернете отрывки из диссертации, посвященные творчеству Вени Дркина, именно литературоведческая со всякими объяснениями, какие ассоциации с чем связаны. На самом деле, слушая эти песни многократно, можно очень многое понять. А аранжировка должна этому помогать. То есть не просто под гитару сыграть на 2-3 аккордах, а какие-то более сложные аранжировки использовать. У Вени Дркина до самого конца была мечта записать альбом в более сложном инструментале с привлечением множества музыкантов, но, к сожалению, не удалось практически. Имеющиеся попытки были не столь удачными. А он хотел, чтобы даже просто технические приемы помогали лучше понять песню. Скажем, 3-4 секунды сыграть чуть медленнее - и возникает какое-то чувство тревоги. Может и элементы шоу внести в собственные концерты: цвета, пятна, круги - все это тоже оказывает воздействие.

Следующая песня - уже из более "своего" творчества - грустная, даже тяжелая песня и при этом такой свет от нее исходит. "Безнадега".


"Безнадега"

"Крылья под капельницей - безнадега, ты, безнадега..." Нет с нами больше Вени Дркина. В прошлом году он умер. Он болел раком, болел неизлечимо, причем, сам, видимо, знал задолго до этого. И при этом в его песнях нет жалобы на окружающий мир, на существование, на проблемы, которые висят вокруг. Даже если под капельницей - все равно крылья! - Такая аура от его песен исходит.

И следующая песня, которую Николай пытается включить, она стала таким светом в прошедшем апреле. Даже тост родился: "За маленький домик с видом на небо, а в небе апрель!"


"Домик с видом на небо"

Что-то до сих пор не слышно звонков в нашей студии. Либо песни настолько загрузили слушателей, либо телефон забыли. Напоминаю на всякий случай еще раз: 43-24-14. Вы слушаете "Радио-ПИК". FM 107.1. Каждый четверг здесь звучит передача об авторской песне. Так что звоните, задавайте вопросы. Я, конечно, не обещаю, что отвечу - сам знаю не столь много. Ну, по крайней мере, мнения высказывайте о том, что вы слышите. А большую часть информации, кстати, я почерпнул из интернета. Друзья Вени Дркина создали сайт его памяти, достаточно обширный. Его адрес я даже сейчас назову: drkin.netclub.ru (netclub - это в смысле сетевой клуб). Там есть и тексты песен, большую часть песен можно послушать, гораздо больше, чем прозвучит сегодня в нашей передаче, все-таки час - это не столь много. Ну а те, кто просто заинтересуются творчеством, кассеты в Иркутске имеются - в "бард-кафе", например, или в магазине "Фан-спорт" по улице Карла Маркса, 39. Вы можете их купить.

Ну а чтобы уж не продолжать загружать вас песнями, как прозвучавшие, более легкая песня.


"Ты идешь по городу"

А я продолжаю рассказ о жизни Вени Дркина. В 1996 году Вене надоело, что его песни знают только 20-30 его друзей, с которыми он ежедневно встречается в какой-нибудь кафешке. Причем ему отвечают: "Зачем тебе петь еще раз эти песни, мы их уже наизусть знаем! Пора тебе искать новую публику". И Веня Дркин отправляется в Москву. В Москве он почти никого не знает, пытается дозвониться до кого-нибудь, у него ничего не получается. Ну а учителю физики не подстать ночевать на вокзале, посему он садится на поезд и отправляется в Питер. Из Питера он дозванивается в Москву до театра "Перекресток" Виктора Луферова и договаривается, что он будет жить там, заодно подрабатывать рабочим сцены. И у Вени Дркина появляется шанс познакомиться с людьми, которые вращаются в кругах, интересующихся авторской песней и смежными направлениями. В "Перекрестке" он работает некоторое время, знакомится, в частности, с Геннадием Жуковым, достаточно интересным автором из, если не ошибаюсь, Ростова-на-Дону. Даже готовят они совместную программу и выступают на нескольких концертных площадках в Москве. Заодно Веня начинает представлять широкой аудитории свои песни. В конце 1996 года он при помощи студии "Остров" записывает альбом "Крышкин дом", и именно записи с этого альбома мы в большей степени сегодня и слушаем. Можно сказать, что это, наверное, самая лучшая запись Вени Дркина. После этого был записан студийный альбом с аранжировками, но он оказался не столь удачным. Одну песню мы правда послушаем попозже. Здесь оно звучит под одну гитару, но более приятно. Да, наверно стоит песню послушать еще одну.


"Рябина за окном"

Пиковские часы пропикали 9 часов. 9 часов в городе Иркутске. Сейчас слушаю песню, и совершенно потрясающие строчки!

"Мертвенный пепел лун в трауре неба,
Перхотью буквы звезд - мое имя,
Чтобы его прочесть - столько верст..."
Вообще 99 процентов членов всяких союзов писателей, сейчас расплодившихся, по-моему рядом не лежали с такими строчками. Не знаю, мой субъективный взгляд, но такое ощущение.

Ну а я продолжаю рассказывать про творчество Вени Дркина. В 97-м году он участвует в нескольких концертах в городе Москве, участвует в праздновании 850-летия Москвы, а также ездит по городам Подмосковья. С ним начинают играть разные музыканты - пристают и остаются. Некоторые играли с ним в течение последующих двух лет. В частности, Вероника Беляева на скрипке - в следующих двух песнях мы услышим ее. Таким образом рождается так называемый "Дркин-бэнд". Это название родилось в Воронеже, куда Веня Дркин ездил с концертами. Там был некий музыкальный фестиваль, и после этого проводилось несколько концертов. Там данный состав играл вместе, и название как-то привилось. Логично, что "Дркин-бэнд", а не какие-то "Плавающие конусы" - кто-то предлагал так назваться. Вроде это название ничего не обзначает, но ведь "Битлз" - есть просто "Битлз", а "Дркин-бэнд" - есть просто "Дркин-бэнд".

И именно концерт в Воронеже был записан, и это сейчас одна из немногих записей творчества Вени Дркина. У Вени Дркина есть еще один альбом, прокоторый я уже говорил, студийный альбом с наложением второй гитары, и та же скрипка там участвует. Альбом называется "Все будет хорошо". На самом деле эта фраза такая загадочная и не очень приятная - когда говорят "Все будет хорошо", ничего хорошего обычно не происходит. Действительно, этот альбом сам Веня Дркин считал самым худшим из того, что он сделал - просто не получился - было столько задумок, аранжировки замечательно ложатся на его песни, но не судьба. А вот концертные записи - вроде и меньше инструментов, и не в студии, а хорошо! И пара из них сейчас и прозвучит.


"Негде коню скакать, спасать от злого взгляда..."
"Я в коем веке помню Вас..."

Прозвучала пара песен с концерта, с концерта, если не ошибаюсь, в Воронеже. Веня Дркин и компания - "Дркин-бэнд". Как вы заметили, даже романсы присутствуют в творчестве Вени Дркина. Совершенно разносторонний человек: писал песни, был художником, оформлял даже какие-то местные достопримечательности в Луганске. Ну и, кстати, вкладыши к кассетам тоже рисовал сам - и "Все будет хорошо", и "Крышкин дом" - рисовал он - совершенно потрясающая картинка, куча всяких объектов, включая его самого, играющего на гитаре, сидящегона какой-то повозке, тут же и Джон Леннон, тут же и Борис Борисович Гребенщиков на вершине Тибета. К сожалению, вы не можете увидеть это, зато можете услышать песни. А помимо песен, он также писал и сказки. И я даже наверное решусь и прочитаю одну сказку Вени Дркина. Но прежде, чем прочитаю, послушаем еще одну песню, тоже сказку, сказку маленького гоблина.


"Песня маленького гоблина"

Да замечательна и светлая фраза: "Любовь еще БЫТЬ может". Ну а сказка будет страшная. Надеюсь очень, что передача не будет последней в связи с этой страшилкой детям на ночь. А сказка называется "Про тараканчиков".

Когда-то давным давно, когда люди не освоили еще всех трамвайных и троллейбусных линий, и трамвайные и троллейбусные линии вели куда-то в буераки, в овраги, в дремучие муромские леса, один троллейбус поехал и заблудился. И говорят, что однажды в полночь его можно видеть, он едет и весь светится огнями, как летучий голландец...

И вот, однажды, мне пришлось ехать из города Луганска славного в славный город Краснодон. Езды - минут сорок, время позднее. Мне нужно было проехать через весь город к какому-то перекрестку - там ходят рабочие автобусы. Стоял я час, стоял полтора и тут едет троллейбус. Естественно я, не раздумывая, прыгнул в него, в заднюю дверь, хлопнул по плечу какого-то мужчину в шляпе и говорю: "Мужчина, продайте мне талончик!" Он поворачивает лицо, изъеденное временем - "Ха-ха-ха!" - беззубым ртом на меня... Испугался я не на шутку и понял, что это действительно тот самый троллейбус-призрак. Ну, тут в репродуктор водитель: "Подойди-ка сюда, добрый молодец!" Испугался я не на шутку вообще... Иду, а все хохочут, тянут руки какие-то костлявые... Подхожу я к водителю. У него лобовое стекло завешано паутиной, вместо брелков висят настоящие летучие мыши - тоже посмеиваются о чем-то своем... А он и спрашивает меня: "Задай-ка мне такой вопрос, который в течении этих тысяч лет мне никто не задавал". И с трех попыток, естественно, как в любой сказке. Говорит: "Если задашь - отвезу тебя куда надо, если повторишься - будешь ездить с нами вечно". Тут у меня пот холодный градом - дзынь-дзынь - вот такие капли разбиваются о пол, говорю: "Сколько звезд на небе?" - "Ха-ха-ха!" - раз мне астрономическую цифру какую-то. Я говорю: "А сколько костей в теле собаки?" - "Ха-ха-ха!" - раз мне еще какую-то цифру. Думаю: "Ну, все..." И вот, буквально, крыша съезжает, чуть ли не в потере сознания - ну, согласитесь, страшно! Хватаюсь за поручень, весь обвисаю и тут такая мысль, абсолютно сквозная какая-то, говорю: "А почему тараканы не живут в поручнях троллейбусов?" Он призадумался, говорит: "Ты знаешь, такой вопрос мне еще никто не задавал... Я тебя отвезу, куда тебе надо". Я воспрял духом. Пауза... А потом он спрашивает: "А ты вообще знаешь, кто такие тараканы?" Я говорю: "Ну, там козявочки какие-то там, бегают..." - "Эх, приятель, да ничего-то ты не знаешь!"...

На самом деле - это самое начало сказки, а продолжение ее будет после следующей песни.


"Серебряный Сендей"

Такая зимняя снежная сказка. А мы продолжаем нашу...

Когда-то, давным давно, когда люди еще не освоили всех трамвайных и троллейбусных линий, и эти линии вели куда-то в буераки, в овраги, в дремучие муромские леса, людей было очень мало, и вместе с людьми жили тараканы. Они были белые, пушистые, чуть побольше кошки и поменьше собаки, у них была мордочка такая острая, хвостик с кисточкой, добрые-добрые - все понимали, вот только говорить не умели. Жили вместе с людьми. Собственно, сколько людей, столько и тараканов. Питались за одним столом... Скажем, выходит семейство на ужин, тут же папа - таракан, мама - таракан, дети - между ними опять-таки тараканчики какие-то тусуются... Они все белые, пушистые, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, все добрые, все понимают - только говорить не умеют... Ему скажешь: "Принеси тапочки" - он приносит. И у людей был, естественно, царь, и у него, естественно, была дочь. Как вы понимаете, она была - принцесса. И, естественно, пришло ей время замуж... Невтерпеж. Нашли какого-то принца привозного, всего в прыщах, привезли, худого-бледного... Свадьба. Людей поскольку было мало, собственно, всех во дворец можно привлечь. Позвали всех людей, позвали всех тараканов. А у людей был колдун, его звали Ых. Он жил где-то на выселках, в какой-то маленькой своей избушке, его лет триста уже никто не видел, все думали, что он и помер уже давно. Ан нет, он не помер. И вот забыли его пригласить, а он обиделся. И вот бежит один таракан - белый, пушистый, побольше кошки, поменьше собаки, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, весь свадебный, в колокольчиках, в каких-то ленточках... Пробегает мимо хаты этого Ыха, тут - бабах - гром, бубух - молния, таракан зажался весь такой, а сам - белый, пушистый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой... И слышит такое проклятье: "Кто поцелует принцессу в день ее свадьбы, тот рассыпется на сотню тысяч мерзких существ". Испугался таракан, бегом во дворец. Забегает, ну, а тут, собственно, опупей-опофеоз там, горько... Поднимают за плечики этого принца привозного, поднимается эта принцесса, подводят их целоваться... И тут вбегает этот таракан, такой белый, пушистый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, весь в бубенчиках, в колокольчиках, в ленточках... И он между ними втыкивается как-то, типа... Она его ножкой шарк так, отойди, мол... Ну, тут за грудки принца поднимает там... А он опять между ними, типа, нет, мол, нельзя, а сказать же не умеет... Все понимает, а сказать не может. Белый, пушистый, добрый, мордочка остренькая, хвостик с кисточкой, а сказать не может. И он опять "ыых", а она его ножкой там: "Папань, ну... Папань!" И тут его кто-то, типа, якобы вязать: "Ну отойди ж ты, что ж ты..." Он вырывается и где-то в последнем безумном прыжке такой подпрыгивает и языком ее в нос лизь... Тут же бабах - гром, бубух - молния и он тут же рассыпался на сотню тысяч мерзких существ.

Прошли века. Белые пушистые тараканы, как, собственно, и все белое, пушистое и доброе, в процессе эволюции вымерли. Остались вот эти козявочки и люди. Тараканы до сих пор живут вместе с людьми, едят с ними за одним столом. Все понимают, только говорить не умеют.

Такая вот сказка. Предыдущая песня, которая прозвучала, была зимняя, ну а у нас раскаленное лето на дворе...


"Раскаленный июль"

Так и хочется теперь всем пожелать, чтобы было лето, доброе, пушистое, белое :) , был запах моря, а всего остального, о чем было в песне, не было.

Есть такое разделение песен Вени Дркина на серьезные и не очень серьезные. Разделение довольно условное, но есть откровенно стебовые вещи. Сегодня их не столь много звучит, поскольку на моих кассетах их качество еще хуже, чем то, что звучит сегодня - немного осталось у Вени Дркина качественных записей - ну, что можем, то представляем. Одна из песен тоже считается легкой, хотя в ней говорится о серьезных вещах, просто словами несколько другими, чем в прозвучавших. Эту песню, кстати, я уже пару раз слышал по "Радио России" и по какой-то еще радиостанции. Вот теперь, надеюсь, с помощью "Радио-ПИК" искусство, которое творил Веня Дркин попадет в массы. Надеемся, что кто-то нас слушает, хоть и не звонит. Слушаем песню "Хожу и гажу".


"Хожу и гажу"

Постепенно подходит к концу наша передача. Осталась всего лишь парочка песен. Наверное не стоит чего-то еще говорить, лучше послушать песню с того самого разрекламированного альбома "Все будет хорошо", который не оказался таким уж хорошим. Тем не менее, песня замечательная. Главное, не сочтите ее за пропаганду наркотиков - просто "Все будет хорошо"!


"Все будет хорошо"

Да будет так! Ну а следующая передача Творческой студии "Полнолуние" об авторской песне и не только прозвучит буквально через неделю - в следующий четверг мы снова будем в эфире, надеюсь, уже с Сашей Ощепковым, и будет разговор о более классической авторской песне, а, точнее, о Казанских ее представителях от Дмитрия Бикчентаева до Екатерины Болдыревой. Многие наверно слышали, что в Казани имеется такая студия "Сибирский тракт", записывает многих музыкантов, включая Иркутских, Женю Логвинову, например, с Сергеем Корычевым. А Женя логвинова, кстати, сейчас в Иркутске, и она совместно с Николаем Якимовым и Алексеем Бруновым будет выступать в актовом зале Сибирского энергетического института, который находится по улице Лермонтова, 130. В 18.30 пройдет концерт, посвященный дню рождения Визбора. Те, кто были неделю назад в "Баргузине", могли видеть, что это такое. Ну а песен Визбора они знают огромное число. Надеюсь, вам понравится. А 21-го числа Женя с Николаем представят свою программу на стихи Иосифа Бродского, Виктора Сосноры и других поэтов. И вообще программа бард-кафе до конца месяца уже сформирована. Завтра там будут члены Союза писателей Алексей Шманов и Алексей Сериков. До сих пор никто практически не ходит на вечера поэзии, хотя это очень интересно. Я вот побывал на поэтическом вечере "Приюта бездомных романтиков", и мне очень понравилось, Завтра, надеюсь, тоже будет хорошо. 19-го будет вечер русского романса. Елена Антонова будет петь под аккомпанемент гитары, а может даже и фортепиано небезызвестного Андрея Минченко. 21-го - Евгения Логвинова и Николай Якимов. 22-го, в следующий четверг, Игорь Бялоус будет петь свои песни и песни Вячеслава Михайлова, 26-го - иркутский автор-исполнитель Роман Калинин, которого многие запомнили по "Олхе". 27-го будет презентация альбома "Ба да ван" Иркутского автора-исполнителя Дмитрия Клопотовского. Прозвучат песни из альбома, а также его более старые вещи. 28-го числа будет бард-рок группа "Fable" - авторские песни в инструментальной обработке, а 30-го - известные иркутские авторы, выпускники охотоведческого факультета (это особо отмечено в программке) Павел Хорошутин и Дмитрий Вашукевич. Надеемся, что что-то из этого вам будет интересно. На этом я прощаюсь с вами. В студии был Александр Филатов, за пультом - Николай Карелин - спасибо ему, звукооперирующему эфир. Ну а заканчиваем мы песней Вени Дркина. До свядания!


"Маргарита"